Модератором выступил председатель совета директоров Совкомфлота С. Франк.
Как отмечалось, эффективное развитие судоходства по нему на современном этапе требует постоянной координации между грузоотправителями, судоходными компаниями и государством.
Чтобы объединить усилия по обеспечению безопасности, коммерческой привлекательности и устойчивой навигации был создан совет участников судоходства по СМП.
На заседании отметили 3 основные задачи совета:
- развитие ледокольного флота и создание с кафедры ледокольного сопровождения комфортных условий на десятилетия вперед;
- решение вопросов организации морского движения;
- развитие судостроения.
- вопрос роста перевозок по Северному морскому пути;
- меры по повышению качества прогноза ледовой обстановки в акватории пути;
- развитие гидрометеорологической инфраструктуры.
Общий объем инвестиций в этот проект составит 2 трлн руб.
Огромную роль в управлении этим процессом будет играть Росатом.
Генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии Росатом А. Лихачев впервые представил проект Большой Северный морской путь: новый глобальный маршрут.
Тезисы А. Лихачева:
- Большой северный морской путь понимается нами следующим образом. Территориально - это транспортный морской коридор, объединяющий территориальные воды, исключительную экономическую зону РФ от морской границы с Норвегией в Баренцевом море до морской границы с Корейской демократической республикой на востоке. В эту акваторию входит СМП, как отдельный федеральный проект.
- При этом неизменными остаются задачи, поставленные президентом в рамках СМП, которые подразумевают, что к 2024 г. объем перевозок по этому маршруту достигнет 80 млн т. Однако к этой задаче добавятся как минимум 2 новых:
- внутренний каботаж
- и транзитные, в первую очередь контейнерные, перевозки.
- Все это подразумевает более мощное инфраструктурное обустройство по всей протяженности Большого СМП. Речь идет о создания хабов и перегрузочных портов.
- Без сомнения, эта тематика позволит расширить деловую повестку Дальнего Востока, создавать соответствующие мощности и укреплять инфраструктуру морских перевозок. Особое внимание будем уделять экологической безопасности, развитию арктического грузового флота, инфраструктуры, экосистемы цифровых сервисов в формате одного окна для грузоперевозчиков.
- Предварительные оценки говорят о том, что мы можем удвоить перевозки по СМП в горизонте до 2030 г., а после 2034 г. - выйти на сумму грузопотока по большому СМП до 250 млн т.
- Планы должны войти в дорожную карту Большого СМП.
Представить документ предполагается на Арктическом форуме, который состоится в апреле 2023 г. в Санкт-Петербурге.
Заместитель председателя правления НОВАТЭКа Е. Амбросов сообщил, что представляемая им компания является одним из активных участников СМП.
В 2017 г. был запущен проект Ямал СПГ, а в ближайшее время будет запущен проект Арктик СПГ-2, что, безусловно, самым положительным образом скажется на СМП.
Более того, замглавы Минпромторга РФ В. Евтухов заявил, что Минпромторг ожидает, что первые :2 арктических газовоза для проекта Арктик СПГ - 2 будут готовы к сдаче в ближайшее время.
- Те суда, которые необходимы для применения и использования в условиях Арктики - это прежде всего арктические газовозы.
- Их строительство началось и первые два мы ожидаем к сдаче в ближайшее время вместе с коллегами из Звезды.