Под председательством президента РК состоялось совещание с участием руководства правительства, руководителей профильных министерств и ведомств, национальных компаний по развитию транспортно-транзитного потенциала страны.
Касым-Жомарт Токаев отметил особую роль транспортно-логистической отрасли в казахстанской экономике.
Тезисы К.-Ж. Токаева:
- Эта сфера имеет важное значение для активизации взаимодействия регионов.
- Тем не менее, геополитическая ситуация и санкционное противостояние привело к разрыву традиционных транспортно-логистических цепочек.
- Требуется принять комплекс мер для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции.
- Необходимо сохранить лидерство нашей страны в Центрально-Азиатском регионе и развивать Казахстан как надежный транзитный хаб.
- С этой целью предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты. В частности, речь идет о реализации проектов Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы.
- Возможно, пришло время трансформировать КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию. Это расширит мандат и задачи КТЖ, позволит компании более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны.
- Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. Теперь другое время. Перед Правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау.
Особое внимание К.-Ж. Токаев назвал диверсификацию поставок нефти.
Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут.
Глава РК поручил:Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут.
- КазМунайГазу - проработать оптимальный вариант его реализации, в тч с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта;
- правительству совместно с Самрук-Казына - поручено принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь.
Глава государства полагает, что в первую очередь следует своевременно и качественно завершить реконструкцию уже начатых магистральных маршрутов:
- Актобе – Кандыагаш – Макат,
- Атырау – Астрахань,
- Алматы – Караганда,
- Талдыкорган – Усть-Каменогорск.
Совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала страны прошло сразу после того, как Приморский районный суд Новороссийска постановил приостановить работу морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
Суд назначил КТК наказание в виде административного приостановления деятельности на 30 суток за нарушения плана ликвидации разливов нефти.
При этом, агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило, что на утро 6 июля поставки сырой нефти по трубопроводу КТК продолжались в обычном режиме.
Позже стало известно, что на крупнейшем в Казахстане нефтяном месторождении Тенгиз произошел взрыв из-за того, что трубопровод не выдержал давление в ходе гидротеста и разорвался.
Нефть месторождения Тенгиз, а также 2 других крупных месторождений Казахстана Кашаган и Карачаганак, поставляется на мировые рынки через нефтепровод и морской терминал в районе г. Новороссийск КТК.
Таким образом, доступ казахстанской нефти на мировой рынок через Россию может быть ограничен уже 3й раз в 2022 г.
КТК подал в суд ходатайство о приостановке решения об остановке производства компании на 30 дней, поскольку немедленное приостановление деятельности может повлечь необратимые последствия для производства.
Несмотря на это, в пресс-службе министерства энергетики Казахстана сообщили, что экспорт казахстанской нефти через трубопроводную систему КТК осуществляется в штатном режиме.
В ведомстве отметили, что консорциум уже ведет работу с соответствующими государственными органами и ведомствами РФ по устранению документарных нарушений, указанных в предписании Ространснадзора.
Премьер-министр Казахстана А. Смаилов в среду провел оперативное совещание, на котором обсуждались меры по минимизации негативных последствий и потерь госбюджета страны в связи с ограничениями экспорта ее нефти.
О геополитических причинах приостановки деятельности КТК никто из официальных лиц в Нур-Султане не упоминал.
Однако, есть ряд действий со стороны РК, которые могут на них указывать:
- После ввода российских войск на Украину Казахстан воздержался при принятии Генеральной ассамблеей ООН двух осуждающих действия Москвы резолюций.
- В последнее время со стороны Казахстана звучат неоднозначные заявления: глава РК К. -Ж. Токаев заявил, что страна привержена развитию устойчивых связей с ЕС и готова использовать углеводородный потенциал для стабилизации ситуации на мировых рынках.
- Минфин страны подготовил проект приказа, который фактически запретит поставки в Россию товаров, попавших под западные санкции.
- К.-Ж. Токаев , в ответ на провоеационный вопрос ведущей, ничтоже сумняшеся подтвердил на Петербургском форуме, что Казахстан не собирается признавать независимость ДНР и ЛНР.
Тезисы Д. Пескова:
- Вряд ли это политически мотивированное заявление. Тут нужно очень внимательно смотреть на ситуацию.
- Мы действительно читали соображения, что по экологическим параметрам там было принято решение о приостановке деятельности Каспийского трубопроводного консорциума, поэтому здесь, конечно, потребуются дополнительные контакты с нашими казахстанскими партнерами.