Тезисы М. Кулинко:
- У нас внутри сформированы все дорожные карты как по получению полномочий, так и по приему материальных и нематериальных активов от Администрации Северного морского пути.
- При этом А. Лихачев как генеральный директор поставил самые сжатые сроки.
- Ориентировочно до конца июля будут приняты необходимые законы, сформировано подведомственное Главное управление Северного морского пути - Главсерморпуть, переведены и назначены люди, спланировано финансирование, и мы без раскачки и каких-то разрывов приступим к выдаче разрешений.
- Все, что касается системы управления судоходством по Северному морскому пути, теперь будет сосредоточено в одном окне в Росатоме.
- Мы в целях повышения безопасности судоходства предлагаем ввести еще приостановку и отзыв разрешений - в случае ухудшения ледовой обстановки, в случае несоответствия судна типам ледовых условий, в случае отсутствия ледокольных мощностей, которые при неблагоприятных условиях могли бы прийти на помощь судну.
- Сейчас по большей части порядок прохождения по СМП уведомительный: получил разрешение - и можешь идти. Даже если разрешение получил летом, а пошел в ноябре, когда ледовая обстановка сильно поменялась.
- Мы сейчас вводим законодательно, можно так сказать, запретительный порядок прохождения для отдельных судов для их же безопасности. Таким образом будет существенно повышена безопасность судоходства на СМП в целом.
- Росатом как инфраструктурный оператор также отвечает за федеральную собственность в этом регионе. Деньги спланированы, все контракты идут, и в этой части мы как осуществляли свои функции, так и продолжаем осуществлять.
В начале июня 2022 г. Росатому передали ответственность за порядок движения судов в акватории Севморпути.
Ранее морской магистралью управляли Минтранс и Росатом, из-за чего между госструктурами шла борьба за централизованное управление СМП.
Певекский кризис в 2021 г., вероятно, обновил интерес к проблеме.
Сейчас ледоколы Росатома осуществляют единичные проводки круглый год, но речи о регулярной навигации пока не идет.
Росатом сумел добиться дополнительного финансирования развития инфраструктуры Севморпути.
Также в федеральном проекте Развитие Северного морского пути распланированы необходимые бюджетные деньги - по 560 млн руб./год, за счет которых осуществляется субсидирование перевозок, чтобы «раскатать» магистраль.
Силами атомного лихтеровоза Севморпуть в этом году минимум 2 рейса должны состояться.
- 16 июня из порта Мурманск атомный контейнеровоз Севморпуть взял курс на Санкт-Петербург. Планируется, что через неделю судно встанет под погрузку, а 24 июня выйдет в направлении Петропавловска-Камчатского.
- 18 июля Севморпуть выйдет из порта Петропавловск-Камчатский в направлении Мурманска. Переход займет до 12 суток.
- Проведение второго рейса на Дальний Восток запланировано на сентябрь 2022 г.
Первоочередная цель - «раскатать» линию, заинтересовать грузоотправителей и выйти на самоокупаемость.
Говоря о потенциальных объемах зарубежных транзитных перевозок по Северному морскому пути, М. Кулинко заявил, что пока рано что-то прогнозировать.
Транзитный груз, который по прошлому году составил свыше 2 млн т, проходил в летнюю навигацию.
В основном перевозили руду, уголь, генеральные грузы и незначительное количество контейнеров.
Сколько транзитных грузов будет перевезено в эту навигацию, лучше посмотреть по ее итогам, пока преждевременно об этом говорить, отметил топ-менеджер.
Он напомнил, что внутри Росатома создана компания, которая отвечает за организацию транзитной контейнерной линии (Русатом карго).
Насколько ему известно, коллеги уже начали проектирование тяжелого контейнеровоза, и по их планам к 2025 г. первый такой должен быть построен.
Всего в планах постройка до 9 контейнеровозов.
В случае их постройки и при условии взаимодействия с иностранными партнерами, которые в тч обещали дать якорный груз, это должна быть работа контейнерной линии по расписанию на протяженности всего Северо-Восточного прохода, включая СМП.