Об этом консорциум Baltic Pipe в составе операторов газотранспортных систем (ГТС) Польши и Дании Gaz-System и EnergiNet сообщил 18 ноября 2021 г.
Операцию надводного захлеста у берегов Дании к востоку от о. Борнхольм, в ходе которого была соединена линейная частьморского отрезка и участка берегового примыкания, проводил трубоукладчик Castoro 10 компании Saipem, являющейся подрядчиком проекта МГП Baltic Pipe в Балтийском море.
Процедура надводного захлеста включает:
- подъем обеих частей стыкуемого газопровода на специальную платформу у борта трубоукладчика,
- их подготовку, сварку, нанесение покрытия,
- последующее опускание плети на дно.
Другой морской участок МГП Baltic Pipe, в Северном море, где работала Allseas, был завершен еще раньше - в конце июня 2021 г.
Та самая Allseas, которая под угрозой санкций США, была вынуждена прекратить трубоукладку МГП Северный поток-2.
Таких проблем у Baltic Pipe нет.
Строительство балтийского морского отрезка МГП Baltic Pipe бодро началось 26 июня 2021 г.
В работах были задействованы сразу 3 судна - трубоукладчика Saipem.
Основную часть работ сделали Castorone и Castoro Sei, причем Saipem очень грамотно маневрировала этими судами переставляя их с участка на участок в зависимости от условия работ:
- самый мощный трубоукладчик Saipem Castorone сделал наибольший (151 км) и самый сложный объем работ на глубоководных участках;
- полупогружное трубоукладочное судно Castoro Sei:
- работало на более простых участках МГП Baltic Pipe в водах Дании, Швеции и Польши, уложив порядка 104 км,
- завершив свою часть работ в сентябре 2021 г., подойдя к берегам Польши в районе г. Погоржелица, где находятся приемный терминал МГП Baltic Pipe,
- и затем построив надводный захлест.
- Castoro 10 присоединился к проекту лишь в начале октября 2021 г.:
- построил порядка 20 км на мелководье в Дании к востоку от о. Зеландия,
- произвел надводный захлест, окончательно завершив морское строительство в Балтийском море.
В работах, помимо трубоукладчиков, участвовало около 35 других судов, в т.ч. суда-наблюдатели, транспортные суда для доставки труб на трубоукладчики, дноуглубления, сброса скального материала и др. вспомогательных работ.
Численность персонала, задействованного в работах, достигала 1,1 тыс. человек, работы велись круглосуточно.
После завершения морских работ предстоит провести технические испытания и согласование запуска газопровода, который намечен на 1 октября 2022 г.
Завершение строительства морской части МГП Baltic Pipe - важное событие для Польши.
МГП Baltic Pipe мощностью 10 млрд м3/год строится для поставок в Польшу природного газа с шельфа Норвегии.
Проект разделен на 5 участков:
- морской участок в Северном море от примыкания к существующему МГП Europipe II до побережья п-ва Ютландия протяженностью 110 км,
- сухопутный участок в Дании, включая как существующие, так и новые газопроводы протяженностью 210 км,
- КС Эвердруп в восточной части о. Зеландия,
- морской участок в Балтийском море протяженностью 270 км,
- сухопутный участок в Польше, включая как модернизируемые, так и новые газопроводы протяженностью 280 км.
Завершение строительства газопровода в этом контексте прокомментировал представитель правительства Польши по стратегической энергетической инфраструктуре П. Наимский:
- этот день значительно приближает нас к достижению желаемой безопасной диверсификации источников поставок в Польшу в 2022 г.,
- мощность Baltic Pipe - 10 млрд м3/год,
- это сопоставимо с объемом газа, получаемым Польшей в рамках долгосрочного контракта с Газпромом.
- Во-первых, активы польской PGNiG на норвежском континентальном шельфе в 2022 г. в лучшем случае позволят добывать лишь 2,5 млрд м3/год газа, что означает необходимость докупки дополнительных объемов.
Недостающий газ PGNiG придется докупать, скорее всего, на споте или по краткосрочным контрактам, что рискованно с точки зрения доступности объемов и влияния волатильности цен.
- Вторая проблема - задержка строительства сухопутного участка в Дании.