Проект состоит из 3 частей:
- новый морской газопровод длиной до 110 километров от норвежского МГП Europipe II в Северном море до приемного терминала, расположенного к северу от г. Варде в Дании.
- расширение датской газотранспортной системы (ГТС) за счет нового МГП протяженностью около 210-230 километров, который пройдет между г. Эгтведом в Ютландии и юго-восточной частью Зеландии, с компрессорной станцией (КС) в юго-восточной части Зеландии.
- новый морской МГП протяженностью 260 - 310 км в Балтийском море между Данией и Польшей.
- морской участок в Северном море,
- сухопутный участок в Дании (расширение существующей датской ГТС с запада на восток),
- КС Эвердруп в восточной части о. Зеландия в Дании,
- морской участок в Балтийском море,
- сухопутный участок в Польше.
Пропускная мощность: 10 млрд м3/ год.
Протяженность: 575 - 650 километров (средняя оценка 612,5).
Стоимость: 1,94 млрд долл США.
Финансирование: корпоративное финансирование от консорциума коммерческих банков и до 267 миллионов евро в виде грантов Европейского Союза через механизм Connecting Europe Facility.
Окончательное инвестиционное решение (ОИР) принято в 2018 г.
Ввод в эксплуатацию - октябрь 2022 г.
Проект позволит транспортировать газ из Норвегии:
- на датский и польский рынки,
- конечным потребителям в соседних странах,
- позволит поставлять газ из Польши на рынки Дании и Швеции.
Тогда и был реанимирован ранее считавшийся неэффективным проект МГП Baltic Pipe, рассчитанного сначала на транзит газа в объеме 5 млрд м3/год.
Ранее проект Baltic Pipe был связан с проектом Skanled:
- власти Польши сильно хотели импортировать норвежский газ через газопровод Skanled, и газопровод Baltic Pipe;
- после приостановки проекта Skanled, полякам захотелось использовать Baltic Pipe в качестве экспортного маршрута для излишков газа из СПГ - терминала Polskie LNG в г. Свиноуйсьце;
- власти Дании хотели импортировать российский газ через Польшу и Baltic Pipe.
Интересы были разные, и проект - стоял.
Было решено создать консорциум с 2/3 акций, принадлежащих DONG, и 1/3 - PGNiG с возможным участием Statoil.
Вскоре проект был приостановлен из-за экономической нецелесообразности.
Реинкарнация проекта случилась в 2007 г:
- PGNiG и оператор датской ГТС Energinet подписали соглашение об изучении возможности строительства Балтийской трубы.
- в августе 2008 г. власти заменили PGNiG государственным оператором ГТС Gaz-System в качестве партнера по проекту.
Очередное воскрешение проекта случилось в 2016 г, когда премьер-министр Польши Б. Шидло и датский коллега Л. Расмуссен анонсировали реанимацию проекта.
В мае 2016 г. уполномоченный правительства Польши П. Наимский сказал, что PGNiG не будет продлевать долгосрочный контракт с Газпромом на поставку газа, а в ноябре 2019 г. компания передала Газпрому декларацию о намерении не продлевать контракт на поставки газа, истекающий в конце 2022 г.
В январе 2018 г. PGNiG подписала с Energinet долгосрочный контракт на транспортировку природного газа по МГП Baltic Pipe.
В августе 2019 г. Gaz-System согласился купить комплект компрессорных агрегатов за 141 млн долл США у американской Solar Turbines для планируемого подключения к газовым месторождениям Норвегии.Предполагалось построить морской участок газопровода за 2 года, начав строительство весной 2020 г.
В мае 2020 г. Польша начала строительство.
Польша рассматривает несколько вариантов диверсификации поставок газа, большая часть которого в настоящее время импортируется из России по долгосрочному контракту с Газпромом, срок действия которого истекает в 2022 г:
- МГП Baltic Pipe,
- увеличение поставок сжиженного природного газа (СПГ) через СПГ - терминал в Свиноуйсьце.
Часть проекта была одобрена Европейской комиссией как Проект общих интересов (PCI), что означает, что он будет иметь право на получение государственного финансирования.
Часть проекта PCI составит в общей сложности 204 километра (200 на суше, 4 на море).
В мае 2020 г. проект получил полный набор разрешений на строительство после одобрения Швецией газопровода, который пройдет через 85 км шведской исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Балтийского моря.
Однако запланированная дата завершения строительства в октябре 2022 г. могла быть отложена, так как Baltic Pipe пересекает МГП Северный поток и МГП Северный поток-2, но операторы этих газопроводов вопрос решили положительно и быстро.
Осенью 2020 г. начались строительные работы по подготовке выхода МГП на берег как в Польше, так и в Дании.
К концу ноября стало известно, что короткие участки МГП были проложены на восточном и западном побережьях полуострова Ютландия.
В мае 2021 г. судно - трубоукладчик Pioneering Spirit швейцарской Allseas, которое покинуло проект МГП Северный поток-2 из-за угрозы санкций США, - приступило к строительству 1го морского участка МГП Baltic Pipe в Северном море.
В июне 2021 г. Апелляционный совет по окружающей среде и продовольствию Дании отозвал разрешение на проведение работ по прокладке сухопутного участка Baltic Pipe на территории страны.
Финансирование
В июне 2020 г. стало известно, что Gaz-System ведет переговоры с 15 банками о финансировании своей инвестиционной программы, которая включает ее долю участия в затратах на Baltic Pipe.Общее финансирование за счет грантов Европейского Союза может вырасти до 267 миллионов евро.
В апреле 2019 г. Польша получила грант в размере 214,9 млн евро от Фонда соединения Европы (CEF) ЕС на строительство своей части трубопровода.
Ранее проекту были предоставлены 3 гранта CEF на технико-экономическое обоснование и подготовительные работы:
- 387 374 евро - в 2015 г;
- 33 149 601 евро - в 2017 г;
- 18 300 000 евро - в 2018 г.
Последние новости Baltic Pipe