USD 97.0121

+0.91

EUR 105.6757

+0.19

Brent 74.5

-0.02

Природный газ 2.492

0

6 мин
...

С. Макагон. О перспективах газотранспортного сотрудничества с властями России

Власти Украины до сих пор не понимают опасности термина «разделяй и властвуй» в отношении славянских народов

С. Макагон. О перспективах газотранспортного сотрудничества с властями России

Киев, 9 июн - ИА Neftegaz.RU. 1 июня 2021 г., еще до известного предложения В. Путина, С. Макогон поговорил с украинским ЭнергоБизнесом о перспективах газотранспортной системы (ГТС) Украины.

4 июня 2021 г. В. Путин, сообщив о завершении трубоукладки по 2й нитке газопровода Северный поток-2, миролюбиво предложил властям Украины подумать совместно о транзите по украинской ГТС около 50 млрд м3/год российского природного газа на растущем газовом рынке Европы.
С тех пор реакции на предложение В. Путина не последовало.
А высказанное 1 июня мнение показывает, что ни С. Макогон, ни власти Украины не понимают опасности термина «разделяй и властвуй» в отношении славянских народов.

Тезисы гендиректора Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) С. Макогона:

МГП Северный поток-2

  • усилия Украины и ее геополитических союзников направлены на убеждение прежде всего ЕС в пагубности последствий ввода в эксплуатацию проекта;
  • это вопрос не одной компании, а энергетической безопасности всей Украины и даже крупного региона;
  • неуместны спекуляции на тему: кто именно виноват или автор победы в вопросе проекта;
  • факты:
    • на сегодня проект МГП Северный поток-2 не введен в эксплуатацию в срок;
    • есть ГТС Украины, введены в эксплуатацию МГП Северный поток, МГП Турецкий поток;
  • еще не факт, как именно будет поступать газ в ЕС и сколько его будет потребляться в ближайшие годы:
    • были введены санкции, которые тормозили проект;
    • имидж проекта негативный везде, кроме Германии, но даже в Германии имидж этого проекта невысок.

Перспективы транзита российского газа по ГТС Украины

  • у ЕС нет претензий к нам;
  • они уклоняются от наших аргументов, но мне не стыдно рассказывать им о нашей работе;
  • задача ОГТСУ - гарантировать надежность поставок газа украинским потребителям при любом сценарии развития событий;
    • подготовка к работе в отсутствии транзита велась еще Укртрансгазом;
    • ГТС уже физически работала в реверсном режиме в 2009 г., а также в январе 2020 г.,
  • ГТС Украины не проектировалась для работы в реверсном режиме;
  • я не могу публично детально описывать инженерные решения, которые помогут гарантировать бесперебойную поставку газа всем потребителям Украины вне зависимости от наличия транзита;
  • при отсутствии транзита российского газа нужно решить 2 проблемы:
    • гарантировать бесперебойную транспортировку газа нашим потребителям,
    • снизить общие затраты на поддержание ГТС с целью недопущения значительного роста стоимости транспортировки газа для украинского потребителя,
    • либо найти новые способы использования ГТС для новых клиентов, видов газов или производственных целей,
    • этого можно достичь исключительно за счет оптимизации избыточной инфраструктуры, а также за счет поиска новых видов заработка для Оператора ГТС;
  • план оптимизации ГТС - привести ГТС в соответствие с реальными потребностями, то есть оптимизировать и модернизировать ее;
  • украинская ГТС была единственным маршрутом поставки газа из СССР, а потом из РФ в Европу:
    • транзитная мощность - 146 млрд м3/год,
    • в 1990х гг. Газпром начал реализовывать планы по строительству обходных газопроводов:
      • МГП Ямал- Европа через Польшу и Беларусь,
      • МГП Северный поток по дну Балтийского моря,
      • МГП Турецкий поток,
    • падал объем транзита по ГТС Украины:
  • в ГТС Украины появились избыточные мощности, которые нет экономического смысла далее поддерживать, если они не будут использоваться;
  • согласно Плану оптимизации ГТС:
    • сделан анализ и определены объекты, которые:
      • будут нужны для работы,
      • которые можно вывести из эксплуатации (законсервировать/ликвидировать/перепрофилировать),
      • анализ был перепроверен авторитетной европейской инжиниринговой компанией;
      • готовится ТЭО для объектов, которые подлежат выводу из эксплуатации,
      • результаты этих ТЭО представим правительству, для окончательного решения, поскольку ГТС - госсобственность;
  • большинство объектов ГТС были построены в 1970-1980 гг:
    • избыточная инфраструктура будет выведена из эксплуатации,
    • необходимая - модернизирована;
  • модернизация уже ведется:
    • реконструкцию компрессорной станции (КС) Бар планируем завершить до октября 2021 г.:
      • это первая из 10 ключевых КС, подлежащих модернизации в следующие 5 лет,
      • эти КС будут использоваться и в случае отсутствия транзита после 2024 г.,
    • построены 2 новых автоматизированных газоперекачивающих агрегата (ГПА),
    • начинаются строительные работы на КС Яготин, ввод в эксплуатацию - 2022 г,
    • заканчиваем разработку проектов на 8 других КС, которые планируем закончить до начала 2025 г. - срока окончания транзитного контракта с Газпромом.
  • готовимся будущему ГТС в условиях декарбонизации, где ГТС будет транспортировать смеси водорода, биометан и синтетический метан;
  • вывод из эксплуатации избыточной инфраструктуры не всегда предполагает утилизацию, это может быть:
    • ликвидация,
    • консервация,
    • перепрофилирование под газовые электростанции.
  • сейчас ведется регуляторная работа по оформлению юридических разрешений властей на вывод из эксплуатации;
  • активно сотрудничаем с НЭК Укрэнерго:
    • есть 34 площадки КС, которые потенциально можно рассматривать для переоборудования под ТЭС;
    • ОГТСУ запрещено законом, директивой 2003/87/ЕС Европарламента и Совета ЕС - Green Deal заниматься продажей электрической энергии,
    • но ОГТСУ обязаны думать о возможной диверсификации использования объектов ГТС,
    • ОГТСУ не хочет ликвидации государственного имущества,
    • я верю в газовую генерацию, как доступную генерацию, которая может использоваться для балансирования зеленой генерации;
  • ОГТСУ - государственная естественная монополия, которая обеспечивает:
    • инфраструктурный сервис рынка газа страны;
    • транспортировку газа через Украину для потребителей других стран;
  • ОГТСУ контролируется Регулятором - НКРЭКУ и Министерством финансов как собственником;
  • 10 млрд грн - это суммарный объем финансирования, который предусмотрен в нашем финансовом плане на 2021 г. на ремонты, диагностику и капитальное строительство.
  • мы инвестируем в модернизацию только тех объектов, которые будут использоваться и в случае отсутствия транзита, другие пока поддерживаем в рабочем состоянии.
  • у нас достаточно средств в тарифе на всю подготовку и капительные инвестиции, но облгазы должны платить по счетам;
  • долг облгазов - 10 млрд грн, и это самый большой риск для нас;
  • в тарифе каждого облгаза на распределение газа, который оплачивает потребитель газа в Украине, около 50% средств предусмотрено именно на расчеты за газ (это примерно 1 млрд грн/месяц);
  • по сути облгазы отбирают деньги, которые мы должны инвестировать в ГТС. Пора прекратить эту порочную практику.

Транзитный контракт с Газпромом

  • действующий контракт приносит ОГТСУ 1,5 млрд долл США/ год;
  • мы поборемся за транзит после 2024 г.;
  • Минский меморандум между делегациями РФ и Украины предусматривает возможность продления контракта на 10 лет на аналогичных действующим условиях.
  • ГТС будет продолжать работать и транспортировать газ потребителям Украины и без транзита:
    • внутреннее потребление - 30 млрд м3/год:
      • 20 млрд м3/год - объемы газа собственной добычи.
      • 10 млрд м3/год - импортируем.
  • мы активно развиваем новые услуги для иностранных клиентов:
    • в 2020 г. задействовали услугуshort-haul и через нее трейдеры на хранение в Украину привезли 10 млрд м3/газа;
    • коллеги из ЕС сейчас тоже ищут новые ниши по транспортировке водородных смесей, биометана, синтетического метана и т.д.
  • мы полностью внедрили европейское энергетическое законодательство, отделили Оператора ГТС и т.д. Сейчас любая компания может прийти и забронировать транзитные мощности через Украину на прозрачном аукционе;
  • со стороны РФ все сечение трубы монопольно контролирует Газпром;
  • Европа должна дать оценку такому поведению Газпрома;
  • кроме Газпрома у нас более 800 клиентов;
  • мы доносим европейцам, что для энергетической безопасности ЕС нужно бороться за отмену этой монополии Газпрома и за допуск других поставщиков, в т.ч. и среднеазиатских, к ГТС РФ и Украины.

Газотранспортный коридора Север-Юг и украинская ГТС

  • украинская ГТС готова к работе в рамках этой инициативы;
  • у нас 2 трубопровода на Польшу и мощные газопроводы на юг Европы;
  • с польской стороны еще не закончены работы, и они не могут физически подать газ от СПГ-терминала до украинско-польской границы;


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram