4 июня 2021 г. В. Путин, сообщив о завершении трубоукладки по 2й нитке газопровода Северный поток-2, миролюбиво предложил властям Украины подумать совместно о транзите по украинской ГТС около 50 млрд м3/год российского природного газа на растущем газовом рынке Европы.
С тех пор реакции на предложение В. Путина не последовало.
А высказанное 1 июня мнение показывает, что ни С. Макогон, ни власти Украины не понимают опасности термина «разделяй и властвуй» в отношении славянских народов.
Тезисы гендиректора Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) С. Макогона:
МГП Северный поток-2
- усилия Украины и ее геополитических союзников направлены на убеждение прежде всего ЕС в пагубности последствий ввода в эксплуатацию проекта;
- это вопрос не одной компании, а энергетической безопасности всей Украины и даже крупного региона;
- неуместны спекуляции на тему: кто именно виноват или автор победы в вопросе проекта;
- факты:
- на сегодня проект МГП Северный поток-2 не введен в эксплуатацию в срок;
- есть ГТС Украины, введены в эксплуатацию МГП Северный поток, МГП Турецкий поток;
- еще не факт, как именно будет поступать газ в ЕС и сколько его будет потребляться в ближайшие годы:
- были введены санкции, которые тормозили проект;
- имидж проекта негативный везде, кроме Германии, но даже в Германии имидж этого проекта невысок.
Перспективы транзита российского газа по ГТС Украины
- у ЕС нет претензий к нам;
- они уклоняются от наших аргументов, но мне не стыдно рассказывать им о нашей работе;
- задача ОГТСУ - гарантировать надежность поставок газа украинским потребителям при любом сценарии развития событий;
- подготовка к работе в отсутствии транзита велась еще Укртрансгазом;
- ГТС уже физически работала в реверсном режиме в 2009 г., а также в январе 2020 г.,
- ГТС Украины не проектировалась для работы в реверсном режиме;
- я не могу публично детально описывать инженерные решения, которые помогут гарантировать бесперебойную поставку газа всем потребителям Украины вне зависимости от наличия транзита;
- при отсутствии транзита российского газа нужно решить 2 проблемы:
- гарантировать бесперебойную транспортировку газа нашим потребителям,
- снизить общие затраты на поддержание ГТС с целью недопущения значительного роста стоимости транспортировки газа для украинского потребителя,
- либо найти новые способы использования ГТС для новых клиентов, видов газов или производственных целей,
- этого можно достичь исключительно за счет оптимизации избыточной инфраструктуры, а также за счет поиска новых видов заработка для Оператора ГТС;
- план оптимизации ГТС - привести ГТС в соответствие с реальными потребностями, то есть оптимизировать и модернизировать ее;
- украинская ГТС была единственным маршрутом поставки газа из СССР, а потом из РФ в Европу:
- транзитная мощность - 146 млрд м3/год,
- в 1990х гг. Газпром начал реализовывать планы по строительству обходных газопроводов:
- МГП Ямал- Европа через Польшу и Беларусь,
- МГП Северный поток по дну Балтийского моря,
- МГП Турецкий поток,
- падал объем транзита по ГТС Украины:
- в 2020 г. - 56 млрд м3/год,
- в 2021 г, согласно контракту, ожидается 40 млрд млрд м3/год;
- в ГТС Украины появились избыточные мощности, которые нет экономического смысла далее поддерживать, если они не будут использоваться;
- согласно Плану оптимизации ГТС:
- сделан анализ и определены объекты, которые:
- будут нужны для работы,
- которые можно вывести из эксплуатации (законсервировать/ликвидировать/перепрофилировать),
- анализ был перепроверен авторитетной европейской инжиниринговой компанией;
- готовится ТЭО для объектов, которые подлежат выводу из эксплуатации,
- результаты этих ТЭО представим правительству, для окончательного решения, поскольку ГТС - госсобственность;
- большинство объектов ГТС были построены в 1970-1980 гг:
- избыточная инфраструктура будет выведена из эксплуатации,
- необходимая - модернизирована;
- модернизация уже ведется:
- реконструкцию компрессорной станции (КС) Бар планируем завершить до октября 2021 г.:
- это первая из 10 ключевых КС, подлежащих модернизации в следующие 5 лет,
- эти КС будут использоваться и в случае отсутствия транзита после 2024 г.,
- построены 2 новых автоматизированных газоперекачивающих агрегата (ГПА),
- начинаются строительные работы на КС Яготин, ввод в эксплуатацию - 2022 г,
- заканчиваем разработку проектов на 8 других КС, которые планируем закончить до начала 2025 г. - срока окончания транзитного контракта с Газпромом.
- готовимся будущему ГТС в условиях декарбонизации, где ГТС будет транспортировать смеси водорода, биометан и синтетический метан;
- вывод из эксплуатации избыточной инфраструктуры не всегда предполагает утилизацию, это может быть:
- ликвидация,
- консервация,
- перепрофилирование под газовые электростанции.
- сейчас ведется регуляторная работа по оформлению юридических разрешений властей на вывод из эксплуатации;
- активно сотрудничаем с НЭК Укрэнерго:
- есть 34 площадки КС, которые потенциально можно рассматривать для переоборудования под ТЭС;
- ОГТСУ запрещено законом, директивой 2003/87/ЕС Европарламента и Совета ЕС - Green Deal заниматься продажей электрической энергии,
- но ОГТСУ обязаны думать о возможной диверсификации использования объектов ГТС,
- ОГТСУ не хочет ликвидации государственного имущества,
- я верю в газовую генерацию, как доступную генерацию, которая может использоваться для балансирования зеленой генерации;
- ОГТСУ - государственная естественная монополия, которая обеспечивает:
- инфраструктурный сервис рынка газа страны;
- транспортировку газа через Украину для потребителей других стран;
- ОГТСУ контролируется Регулятором - НКРЭКУ и Министерством финансов как собственником;
- 10 млрд грн - это суммарный объем финансирования, который предусмотрен в нашем финансовом плане на 2021 г. на ремонты, диагностику и капитальное строительство.
- мы инвестируем в модернизацию только тех объектов, которые будут использоваться и в случае отсутствия транзита, другие пока поддерживаем в рабочем состоянии.
- у нас достаточно средств в тарифе на всю подготовку и капительные инвестиции, но облгазы должны платить по счетам;
- долг облгазов - 10 млрд грн, и это самый большой риск для нас;
- в тарифе каждого облгаза на распределение газа, который оплачивает потребитель газа в Украине, около 50% средств предусмотрено именно на расчеты за газ (это примерно 1 млрд грн/месяц);
- по сути облгазы отбирают деньги, которые мы должны инвестировать в ГТС. Пора прекратить эту порочную практику.
Транзитный контракт с Газпромом
- действующий контракт приносит ОГТСУ 1,5 млрд долл США/ год;
- мы поборемся за транзит после 2024 г.;
- Минский меморандум между делегациями РФ и Украины предусматривает возможность продления контракта на 10 лет на аналогичных действующим условиях.
- ГТС будет продолжать работать и транспортировать газ потребителям Украины и без транзита:
- внутреннее потребление - 30 млрд м3/год:
- 20 млрд м3/год - объемы газа собственной добычи.
- 10 млрд м3/год - импортируем.
- мы активно развиваем новые услуги для иностранных клиентов:
- в 2020 г. задействовали услугуshort-haul и через нее трейдеры на хранение в Украину привезли 10 млрд м3/газа;
- коллеги из ЕС сейчас тоже ищут новые ниши по транспортировке водородных смесей, биометана, синтетического метана и т.д.
- мы полностью внедрили европейское энергетическое законодательство, отделили Оператора ГТС и т.д. Сейчас любая компания может прийти и забронировать транзитные мощности через Украину на прозрачном аукционе;
- со стороны РФ все сечение трубы монопольно контролирует Газпром;
- Европа должна дать оценку такому поведению Газпрома;
- кроме Газпрома у нас более 800 клиентов;
- мы доносим европейцам, что для энергетической безопасности ЕС нужно бороться за отмену этой монополии Газпрома и за допуск других поставщиков, в т.ч. и среднеазиатских, к ГТС РФ и Украины.
Газотранспортный коридора Север-Юг и украинская ГТС
- украинская ГТС готова к работе в рамках этой инициативы;
- у нас 2 трубопровода на Польшу и мощные газопроводы на юг Европы;
- с польской стороны еще не закончены работы, и они не могут физически подать газ от СПГ-терминала до украинско-польской границы;