Краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский, которому сулили статус основного трубоукладчика проекта Северный поток-2, остается в порту Висмар на севере Германии и все никак не вступает в проект из-за проблем, созданных санкциями США.
Между тем, в водах Германии начало работать исследовательское судно Havila Subsea, открыто обозначившее пунктом назначения Nord Stream 2.
На данный момент суда флота МГП Северный поток-2 сосредоточены в 5 ключевых районах Балтийского моря:
- территориальные воды Германии, вблизи трассы МГП Северный поток-2,
- ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм,
- район порта Мукран в Германии, где располагается логистический терминал МГП Северный поток-2,
- порт Калининград,
- порт Висмар в Германии.
Территориальные воды Германии, вблизи мелководья
24 февраля 2021 г. в порт Мукран прибыло исследовательское судно Havila Subsea под флагом Норвегии.Судно пришло из датского порта Мункебо, где расположен индустриальный парк морского судостроения, созданный на базе верфи Odense Steel Shipyard (Lindø Shipyard).
В этом порту в конце января-начале февраля находился якорезаводчик Вени, затем какое-то время проработавший с ТУБ Фортуна.
Пунктом назначения у Havila Subsea указан Северный поток-2, дата начала работ 25 февраля 2021 г.
Судно уже выдвинулось в район работ в территориальных водах Германии, на данный момент находится на границе мелководья и более глубоководного района вблизи трассы МГП Северный поток, немного южнее трассы МГП Северный поток-2.
Havila Subsea оборудовано для проведения подводных исследовательских работ.
На судне имеются 3 дистанционно управляемых подводных аппарата (ROV), в т.ч. подводный аппарат Перехватчик, оборудованный полным комплектом геофизических приборов, приборов освещения, камер с лазерным сканером с высоким разрешением.
На судне имеется кран грузоподъемностью 150 т, вертолетная площадка, судно оснащено системой динамического позиционирования DP-2.
Havila Subsea принадлежит норвежской компании Havila и находится в долгосрочном чартере у MMT Sweden.
Nord Stream 2 в 2017 г. заключила с MMT Sweden контракт на проведение подводных работ по инспекции трассы МГП Северный поток-2.
По этому контракту в 2020 г. судно Stril Explorer исследовало трассу МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании.
Havila Subsea ранее работала на проекте Северный поток-2 и сейчас не скрывает свое участие в проекте, хотя против газопровода действуют расширенные санкции США, охватывающие в т.ч. услуги по инспектированию.
Однако глубина немецкого участка не превышает установленный санкциями порог в 100 фт (30,48 м), поэтому работы Havila Subsea ведет, не стесняясь.
Приход и начало работ Havila Subsea на участке МГП Северный поток-2 в водах Германии, скорее всего, связан с разрешением на строительство МГП Северный поток-2 в водах Германии.
В январе 2021 г. Nord Stream 2 получила от Морского и гидрографического агентства Германии (BSH) продленное разрешение на строительство МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Германии лишь до конца мая 2021 г.
Однако позднее разрешение было заблокировано из-за претензий экологов из Deutsche Umwelthilfe (DUH) и Naturschutzbund Deutschland (NABU).
21 февраля 2021 г. стало известно, что Nord Stream 2 подал запрос в BSH о немедленной выдаче разрешения на строительство МГП Северный поток-2 в водах Германии.
Заявка была подана еще в декабре 2020 г. с учетом заявленных возражений природоохранных организаций.
ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм
ТУБ Фортуна продолжает строительство МГП Северный поток-2.За прошедшие сутки на дно Балтийского моря уложено 577 м, а всего с момента возобновления строительства датского участка МГП Северный поток-2 - 8,551 км.
Состав группы поддержки Фортуны за сутки не изменился - вместе с баржей работают 4 судна - 3 судна обеспечения, выполняющие функции якорезаводчиков, а также судно-наблюдатель.
Основными якорезаводчиками для ТУБ Фортуна выступают многофункциональные буксиры Катунь и Errie, Финвал является вспомогательным.
Роль наблюдателя выполняет судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь.
С доставкой труб на ТУБ Фортуна произошла заминка.
Один из транспортов, многофункциональные ледокольные суда (МФЛС) Юрий Топчев, ожидавший разгрузки еще накануне, подходил к Фортуне, но не разгрузился и вернулся в район ожидания.
Спустя некоторое время судно повторило попытку подойти к Фортуне, и в настоящее время готовится к перегрузке партии труб.
Второе транспортное судно - МФЛС Владислав Стрижов - 24 февраля сходил в Мукран к причалу №3 терминала Юг, используемому как логистический хаб Северного потока-2, загрузил партию труб и в настоящее время готовится выйти в рейс к Фортуне.
Мукран
В районе порта Мукран на данный момент находятся 4 судна, связанных с проектом МГП Северный поток-2.В порту Мукран у причала №3 терминала Юг находится судно DP Gezina, традиционно раз в сутки заходящая в порт Мукран, а затем возвращающаяся на якорную стоянку порта Засниц к востоку от Мукрана.
К причалу №3а порта Мукран из порта Росток на севере Германии прибыло судно снабжение Иван Сидоренко, за последнюю неделю уже 3 раза сходившее в рейс от Мукрана до Ростока и обратно.
На якорной стоянке порта Засниц к юго-востоку от Мукрана находится МФЛС Владислав Стрижов, ранее загрузивший партию труб с логистического терминала Северного потока-2.
На той же якорной стоянке находится Умка, ранее работавшая с Фортуной в качестве якорезаводчика и вернувшаяся в Мукран 24 февраля.
Из Мукрана отбыло многофункциональное спасательное судно Мурман, также ранее работавшее с Фортуной, но в статусе наблюдателя.
В Мукран судно вернулось лишь 24 февраля, но уже вновь покинуло порт.
Пунктом назначения у Мурмана указан «шельф», но пока непонятно, возвращается ли судно к Фортуне или пойдет дальше на восток в г. Калининград.
Калининград
В районе порта Калининград на данный момент находятся 5 судна флота достройки МГП Северный поток-2:- якорезаводчики Вени, Венгери и Ясный - в Лесной гавани,
- судно обеспечения Остап Шеремета - в Вольной гавани,
- судно обеспечения Artemis Offshore - в Индустриальной гавани.
Висмар
В порту Висмар остается Черский, к которому периодически заходят суда флота Северного потока-2.Визитерами, в основном, являются Artemis Offshore, Иван Сидоренко и DP Gezina.
Также в Висмаре находится портовый буксир Mentor, ранее работавший в Мукране, когда там модернизировался Черский.
Также вблизи Черского периодически крутятся портовые буксиры Wal и Carl, но к самому трубоукладчику вплотную не подходят.
Автор: А. Чижевский