Доставивший для Белоруссии нефть из США танкер NS Captain Совкомфлота возвращается в США с российской нефтью
NS Captain станет 11-м танкером, о котором известно, что он доставит нефть из России в США
Об этом стало известно из данных сервиса отслеживания судов MarineTraffic.
Танкер NS Captain принадлежит Совкомфлоту и ходит под флагом Либерии (порт приписки Монровия).
Дедвейт судна составляет 110,119 тыс. т, что относит танкер к типоразмеру Aframax.
5 июня 2020 г. NS Captain доставил 77 тыс. т сланцевой нефти сорта Bakken из Порт-Артура (США) в литовский порт Клайпеда, где нефть была перегружена в ж/д-цистерны и направлена на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Нафтан в Витебской области.
Для любознательных напомним, что нефть сорта Баккен (North Dakota Sweet, North Dakota Light ), подобна маркерному сорту нефти WTI - легкая сладкая (малосернистая) нефть плотностью 40 - 43 ° API и содержанием серы <0,2 мас %.
Но НПЗ Нафтан, как и Мозырский НПЗ настроены на работу с традиционной нефтью, которая поступает по МНП из России.
Легкая нефть, закупаемая Батькой в Северной Каролине - это скорее демарш, чем попытка наладить на постоянной основе поставки нефти из США.
Популистские поставки сланцевой нефти делают и власти Украины, получив, к примеру, в 2019 г. танкерную партию сланцевой нефти Баккена.
После введения санкций США против Венесуэлы в мире случился дефицит тяжелой вязкой нефти, на которые исторически традиционно настроены большинство НПЗ в мире.
Однако, если американцы закупают в России именно традиционную высоковязкую нефть, то Белоруссия получила своего рода мировой неликвид нефти текущего момента - легкую сланцевую нефть.
Очевидно, что эта сланцевая нефть используется на белорусских НПЗ как добавка к вязкой нефти из России, не критично меняющая компонентный состав нефти и позволяющая перерабатывать нефть на белорусских НПЗ без модернизации технологических установок.
Для СКФ поставки нефти из США - это был попутный фрахт, что было выгодно, поэтому и условия фрахта, вероятно, были льготными.
Белоруссия с начала 2020 г. активизировала работу по диверсификации поставок нефти на фоне обострения разногласий в ценообразовании с Россией, являющейся основным поставщиком нефти для белорусских НПЗ.
Продолжая закупать российскую нефть с поставками по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба и по ж/д, Белоруссия работает с альтернативными маршрутами транспортировки сырья на свои НПЗ.
Нефть поставляется по морю через порты в Клайпеде и Одессе из Норвегии, Азербайджана, Саудовской Аравии, а теперь и США.
После разгрузки в порту Клайпеда, танкер NS Captain направился к нефтетерминалу в российском порту Усть-Луга, откуда 11 июня 2020 г. вышел в направлении Фрипорта (Багамские острова).
В настоящее время по AIS судно не отслеживается, последняя позиция была получена 18 июня 2020 г. и на тот момент судно пройдя Ла-Манш вышло в Атлантический океан.
Прибыть во Фрипорт NS Captain должен 30 июня 2020 г.
Фрипорт на о. Большой Багама имеет статус зоны свободной торговли.
В зоне свободной торговли расположена база хранения и перегрузки нефтепродуктов Buckeye Bahamas Hub мощностью 26,2 млн баррелей.
Нефтебаза находится под контролем компании Bahamas Oil Refining Company International, с 2011 г. - в структуре американского оператора нефтепроводов Buckeye Partners.
Мощности базы обслуживают главным образом районы восточного побережья США.
Ранее сообщалось, что до конца июня 2020 г. в США прибудут не менее 10 танкеров типоразмера Aframax с российской нефтью.
То есть в июне 2020 г. в США будет доставлено не менее 9 млн барр. российской нефти, что почти в 2 раза больше, чем в марте 2020 г.
Подобные объемы российской нефти- около 10 млн баррелей нефти американцы закупали в июне 2011 г.
А исторический максимум по поставкам был достигнут июле 2003 г. - 14,8 млн барр.
NS Captain станет 11м танкером, о котором известно, что он доставит нефть из России в США.
При этом точное количество судов, следующих с партиями российской нефти в США, назвать сложно, поскольку часть российской нефти перепродается международными трейдерами и поставляется через Нидерланды.
Автор: О. Бахтина