Об этом 22 июня 2020 г. заявил глава Нафтогаза А. Коболев в интервью изданию Лига.Бизнес.
Тезисы от А. Коболева:
- если Конституционный суд Украины удовлетворит иск, то после этого, скорее всего, Секретариат Энергетического сообщества скажет, что Украина не выполнила свои обязательства,
- в итоге у Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) может быть отозвана сертификация,
- затем Газпрома может потребовать либо пересмотреть, либо разорвать транзитный договор,
- с Газпромом ОГТСУ работает по принципу «качай или плати»,
- на сегодня Газпром не использует около половины забронированных мощностей ГТС Украины,
- т.е., в их восприятии, они переплачивают
- и негативный для Украины сценарий был бы для Газпрома очень позитивным.
Группа депутатов Верховной рады Украины от фракций Батькивщина Ю. Тимошенко и Оппозиционная платформа - За жизнь Ю. Бойко и В. Медведчука обратилась в Конституционный суд с требованием признать неконституционными отделение ГТС от Нафтогаза и создание ОГТСУ.
Процесс анбандлинга (выделения независимого оператора ГТС) проходил болезненно и был формально завершен лишь в декабре 2019 г.
До истечения срока действия прежнего контракта между Газпромом и Нафтогазом на транзит газа по украинской ГТС, т.е. до 1 января 2020 г. реально процедура анбандлинга не могла быть завершена, поскольку это потребовало бы изменения украинской стороны в контракте, на что ни Россия не пошла.
Несмотря на это, Секретариат Энергетического сообщества ЕС (Energy Community) в середине декабря 2019 г. все-таки признал завершенным создание на Украине независимого оператора ГТС, отметив при этом условность данного одобрения.
ОГТСУ с 1 января 2020 г. стал оператором ГТС Украины, при этом компания перешла под управление компании Магистральные газопроводы Украины, подконтрольной Минфину Украины.
Т.е. требования Секретариата Энергетического сообщества ЕС по независимости оператора ГТС были полностью выполнены и ОГТСУ стал соответствовать нормам 3го энергопакета ЕС.
Если Конституционный суд Украины удовлетворит иск депутатов Верховной рады о признании незаконной процедуры анбандлинга, то решение Секретариата действительно может быть отозвано.
Газпром же получит возможность расторгнуть новый транзитный договор с Украиной, по крайней мере ту его часть, которая связана с ОГТСУ.
Это ставит транзит российского газа через украинскую ГТС под вопрос не через 5 лет, а уже в ближайшей перспективе.
Другое дело, что шансы на удовлетворения иска оппозиции против процедуры анбандлинга исчезающе малы.
Напомним, что фактически новый транзитный договор, подписанный Газпромом с украинской стороной 30 декабря 2020 г., объединяет несколько документов:
- соглашение на организацию транспортировки газа через территорию Украины между Газпромом и Нафтогазом, в рамках которого Нафтогаз выступает компанией-организатором транзита российского газа с 1 января 2020 г. и берет на себя соответствующие риски,
- транспортное соглашение между Нафтогазом и ОГТСУ,
- межоператорское соглашение между Газпромом и ОГТСУ.
Причем в рамках контракта действует принцип «качай или плати», по которому Газпром оплачивает транзитные мощности украинской ГТС независимо от реального объема прокачки.
Автор: Е. Алифирова