- В. Путин, который заявил, что судно - трубоукладчик у России есть, и случится ли шь задержка строительства;
- Д. Козак уверенно заявил, что давление на Северный поток-2 со стороны США будет усиливаться, но возможности этого давления не безграничны.
Он решил освежить, в интервью РБК, тему возможного возвращения швейцарской Allseas для завершения строительства магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.
Тезисы от А. Новака:
- преждевременно говорить, что Allseas не сможет достроить Северный поток-2,
- компания приостановила работы, чтобы исключить риски санкций,
- Allseas запросила разъяснение у Минфина США, и только после его получения станет понятно, сможет ли она продолжить работы,
- независимо от санкций газопровод будет достроен,
- осталось уложить чуть менее 160 км трубы.
21 декабря 2019 г. президент США Д. Трамп подписал ФЗ NDAA на 2020 финансовый год, в Разделе 7503 которого есть санкции против российских МГП Северный поток-2 и Турецкий поток.
Швейцарская Allseas незадолго до подписания NDAA сообщила что приостанавливает работы по строительству МГП Северный поток-2 и ожидает разъяснений.
Разъяснения от Минфина США последовали и Allseas взяла паузу на их изучение.
Пока компания думает, суда-трубоукладчики ушли с места работ и 24 декабря 2019 г. выгрузили находившиеся у них на борту трубы в порту Мукран на о. Рюген в Германии, где находится логистический терминал Северного потока-2.
Затем Pioneering Spirit отправился в Норвегию и на данный момент находится в районе порта Кристиансанд, Solitaire остался в водах Дании, отправившись в порт Нюборг.
На момент остановки работ Allseas МГП Северный поток-2 был построен на 93%, оставалось уложить 160 км по 2 ниткам.
Для любознательных напомним, что согласно контракту Газпрома с Allseas санкции США являются форс-мажором.
То есть, в условиях форс-мажора Allseas спокойно прекратила трубоукладку.
Финансовыми потерями можно пренебречь, потому что в целом газопровод построен.
По срокам завершения строительства МГП Северный поток-2 А. Новак прогноза не дал.
Также никакой ясности не внес и пресс-секретарь президента РФ Д. Песков, который лишь подтвердил уверенность властей в том, что Северный поток-2 будет точно достроен.
Тезисы от Д. Пескова:
- у России есть определенные мощности для завершения МГП Северный поток-2 в обозримой перспективе,
- какие конкретно это мощности лучше уточнять у участников проекта
- чем раньше завершится строительство, тем лучше.
Предполагается, что подводный участок МГП будет завершен 1 мая 2020 г., а до августа 2020 г. будут проведены пусконаладочные работы и заполнение газопровода технологическим газом.
На данный момент обсуждаются 5 вариантов завершения строительства МГП Северный поток-2 разной степени адекватности:
- возвращение Allseas к работам. В данном случае многое будет зависеть уже не от самой Allseas, хотя репутационно компания уже пострадала, а от того, как будут развиваться взаимоотношения Германии и США. Германия просила США не вводить санкции против МГП Северный поток-2, но услышана не была. В ответочку США были обещаны встречные санкции в виде, например, пошлин на ввозимые из США товары, но о конкретных мерах объявлено не было, по крайней мере, пока;
- использование КМТУС Академик Черский. Наиболее вероятный вариант, его возможности позволяют достроить МГП Северный поток-2, пусть и гораздо медленнее. Проблема даже не модернизации КМТУСа, а в отсутствии квалифицированных кадров для прокладки МГП. Да и кто будет помогать в разработке Южно-Киринского месторождения, которое является ресурсной базой МГП Сила Сибири - 3 (дальневосточный маршрут МГП в Китай);
- использование трубоукладочной баржи (ТУБ) МРТС Фортуна на мелководье Германии водах у Грайфсвальда. ТУБ МРТС Фортуна оборудована 12-якорной системой позиционирования, но нет системы динамического позиционирования, что не устраивает Данию. В помощь может использоваться МРТС Дефендер (Defender) с 10-якрной системой позиционирования;
- поиск альтернативного подрядчика, который рискнет завершить строительство МГП Северный поток-2. Аналогов Pioneering Spirit в мире нет, а вот суда, близкие по своим характеристикам к Solitare, есть еще как минимум у 4 компаний. В частности, возможно использование судов китайских подрядчиков, но захотят ли китайцы связываться с проектом, находящимся под санкциями США, когда сам Китай находится на пороге подписания частичного торгового соглашения с США - большой вопрос;
- строительство собственного ТУС с 0. ОСК уже заявила о готовности построить ТУС для реализации такого проекта за 3-4 года + до 2 лет проектирования. Хотя проект уже имеется - он был подготовлен еще в 2013 г. Крыловским центром. Остается только гадать, почему этот проект не начал реализовываться после 2014 г., когда стало понятно, что российские шельфовые проекты будут находится под санкциями Запада в обозримой перспективе.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина