На трассе ВСТО продолжаются работы по созданию дополнительной производственной инфраструктуры для обеспечения надежности и бесперебойности поставок нефти.
Проектом, получившим положительное заключение, предусмотрено строительство резервной нитки МНП ВСТО-2 на переходе через р. Тунгуска.
Проектируемый нефтепровод длиной около 16 км пройдет параллельно основной нитке в действующем техническом коридоре коммуникаций МНП ВСТО-2 от НПС Сковородино до специализированного морского нефтепорта Козьмино.
Трасса резервной нитки будет проложена под землей по равнинной местности надпойменных террас и через заболоченные поймы левых притоков р. Амур - р. Тунгуска и р. Старая Тунгуска.
В ходе реализации проекта также будут установлены береговые узлы запорной арматуры, расположенные на основной нитке ВСТО-2.
Параллельно проектируемому резервному нефтепроводу проложат кабель волоконно-оптовой линии связи протяженностью 18,096 км.
Кроме того, будут построены подъездные автодороги от вдольтрассового проезда до проектируемых площадок трубопроводного оборудования и к площадкам ликвидации аварийных разливов нефти.
Построить 2 такие площадки планируется ниже по течению р. Тунгуски.
МНП Восточная Сибирь - Тихий океан общей протяженностью свыше 4,7 тыс. км построен в соответствии с распоряжением правительства России для транспортировки нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Дальнего Востока России и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Согласно первоначальным планам проект должен был быть реализован к 2030 г.
Однако в связи с высокой востребованностью данного направления поставок, Транснефть приняла решение завершить работы с опережением более чем на 10 лет.
27 ноября 2019 г. Транснефть в присутствии министра энергетики РФ А. Новака осуществила перевод нефтеперекачивающих станций (НПС) МНП ВСТО в режим работы на максимальной мощности, в т. ч. на участке ВСТО-1 (Тайшет-Сковородино) до 80 млн т/год нефти, на участке ВСТО-2 (Сковородино-Козьмино) - до 50 млн т/год.
С этого момента прием нефти сорта ESPO осуществляется в режиме, соответствующем полной производительности.
Для достижения проектной пропускной способности ВСТО-2 используются противотурбулентные присадки, производимые на сданном в эксплуатацию в 2019 г. заводе Транснефть-Синтез в Татарстане.
Автор: Д. Савосин