Рекорд грузопотока по Северному морскому пути (СМП) в 2017 г может быть снова перекрыт.
Об этом 30 августа 2017 г сообщил спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике А. Чилингаров на встрече представителей стран-участниц Арктического совета.
Грузопоток, формирующийся заводом по производству сжиженного природного газа (СПГ) Ямал СПГ и Новопортовским месторождением, привел к тому, что в 2016 г грузоперевозки по СМП выросли до 7,2 млн т и впервые превысили перевозки советского периода.
В 2017 г есть все возможности для того, чтобы перекрыть этот показатель.
В 1й половине августа 2017 г на трассе СМП ежедневно находилось более 100 российских и иностранных судов.
Среди них был 1й тяжелый танкер-газовоз ледового класса Arc7 Christophe de Margerie (Кристоф де Маржери).
Однако, с точки зрения перевозки грузов, СМП в настоящий момент используется на 10%, но в перспективе возможности СМП вырастут многократно.
К 2024 г реализуемые Россией арктические проекты выйдут на совокупный показатель 40 млн т, а к 2029 г грузопоток по СМП вырастет более чем в 10 раз по сравнению с 2016 г и достигнет 80 млн т без учета международного транзита.
Основной грузопоток к 2029 г будут составлять сжиженный природный газ (СПГ), сырая нефть, уголь и металлы.
Происходящие изменения климата привели к быстрому потеплению в Арктике и значительному сокращению ее ледяного покрова, отметил А. Чилингаров.
Эти процессы открывают возможности для практической разработки углеводородных ресурсов на арктическом шельфе и существенно расширяют окно возможности использования СМП.
Причем это касается не только российских, но и иностранных перевозчиков.
Так, начать активное использование СМП для перевозок из Южной Кореи в Европу намерена Hyundai Merchant Marine, специализирующаяся на контейнерных перевозках.
Компания готовится к переговорам с российскими партнерами, чтобы в 2020 г провести серию тестовых проводок судов.
Северный морской путь - кратчайший морской маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком.
Протяженность СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс км.
Россия сейчас активно продвигает СМП, позиционируя его как альтернативу Суэцкому каналу.
Действительно, у СМП, даже несмотря на дополнительные затраты на ледовую проводку, есть большое преимущество.
По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал время доставки грузов сокращается почти на 30%, что может стать решающим фактором для иностранных судоходных компаний.