Грузопоток по Северному морскому пути (СМП) в 2016 г составил 7,5 млн т, а перспективы использования этого транспортного коридора в разы больше.
Такую оценку 19 июня 2017 г представил гендиректор ФГУП Атомфлот В. Рукша.
В времена СССР максимальный грузопоток по СМП пришелся на 1980е гг, составляя 6,5 млн т/год.
После развала Советского союза и ослабления присутствия России в Арктике, грузооборот заметно упал и понадобилось около 30 лет, чтобы превысить показатель СССР.
C точки зрения перевозки грузов, СМП в настоящий момент используется на 10%, но в перспективе возможности СМП вырастут многократно.
Уже к 2024 г реализуемые национальные арктические проекты к 2024 г выйдут на совокупный показатель 40 млн т.
А к 2029 г грузопоток по СМП вырастет более чем в 10 раз по сравнению с 2016 г и достигнет 80 млн т без учета международного транзита.
Основной грузопоток к 2029 г будут составлять сжиженный природный газ (СПГ), сырая нефть, уголь и металлы.
Для полной реализации потенциала СМП Россия развивает ледокольный флот.
Грузопоток в 40 млн т можно обеспечить 4 атомными ледоколами.
Всего для грузопотока в 80 млн т нужно 8 атомных ледоколов, включая атомный ледокол Лидер.
Северный морской путь - кратчайший морской маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком.
Протяженность СМП от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс км.
Россия сейчас активно продвигает СМП, позиционируя его как альтернативу Суэцкому каналу.