Белоруссия планирует увеличить экспорт нефтепродуктов в страны Европы, ориентируясь, в 1ю очередь на соседние страны.
Об этом 28 сентября 2017 г на V Международной отраслевой конференции Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница заявил ио гендиректора Белорусской нефтяной компании (БНК) С. Гриб.
Благодаря модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Белоруссия увеличивает производство нефтепродуктов.
Большой интерес к поставкам из Белоруссии проявляет Украина, но для БНК - это не самый привлекательный рынок.
Главная цель компании - европейские рынки.
Так, спрос на нефтепродукты растет в Польше, где уже работает дочка БНК.
Кроме того, планируется увеличить поставки в Словакию и зайти на рынки прибалтийских стран.
Время выбрано удачно - на глобальном рынке наблюдается дефицит дизельного топлива, на котором как раз и хочет сыграть БНК, рассчитывая на то, что такая тенденция сохранится на ближайшие 3-4 года.
Планы масштабные, но их реализация может упереться в разногласия по транспортировке нефтепродуктов из Белоруссии на экспорт, возникшие между Россией и Белоруссией.
Предыдущий этап нефтегазового спора между Белоруссией и Россией привел к тому, что из-за уменьшения поставок российской нефти в конце 2016 г поставки нефтепродуктов из Белоруссии в ЕС в начале 2017 г сократились на 33%.
Ограничение поставок нефти было 1 из мер, которые Россия использовала для того, чтобы побудить Белоруссию оплатить долг за газ.
В результате спор удалось разрешить, однако белорусская сторона получила ряд преференций.
Сейчас же Россия считает правильным, чтобы Белоруссия экспортировала нефтепродукты со своих НПЗ с использованием российской железнодорожной инфраструктуры и портов.
Такое поручение президент РФ В. Путин дал 16 августа 2017 г, Минэнерго РФ находится в стадии формирования предложении по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты.
Реализовано это может быть в форме пакетного предложения, в котором будет взаимоувязано получение Белоруссией российской нефти и использование российской инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов.
По действующему соглашению, Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку.
В 1м полугодии 2017 г из России в Белоруссию было поставлено 9,6 млн т нефти, что на 21,3% меньше, чем годом ранее.
Транспортная система РФ может принять 7-8 млн т нефтепродуктов из Белоруссии до конца 2017 г в случае переориентации грузопотока из портов Литвы.
Для стимулирования белорусских перевозок РЖД до конца 2018 г предоставляют 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ.
Однако, Белоруссия продолжает использовать инфраструктуру прибалтийских стран для экспорта нефтепродуктов, не интересуясь ни Усть-Лугой, ни Санкт-Петербургом.
Мотивирует это белорусская сторона тем, что с прибалтийскими портами заключены долгосрочные соглашения, но добавляет, что даже с учетом скидки, железнодорожные тарифы в прибалтийском направлении ниже по сравнению с российским.
Похоже, Белоруссия начинает заниматься привычным делом - торговаться, выбивая для себя льготы.
Для Литвы и других прибалтийских стан, порты которых выживают фактически только за счет перевалки нефтепродуктов из Белоруссии, возможная переориентация этих грузопотоков на Россию будет печальна.
Кабмин Литвы заявил, что экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт на Балтике наиболее экономически выгоден для Белоруссии.
Поэтому Белоруссия не должна отказаться от данного маршрута в пользу транзита через Россию, считают в Литве.