Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) Ямал СПГ отправил 6ю партию СПГ, задействовав для этого новый танкер-газовоз Эдуард Толль (Eduard Toll), принадлежащий канадской Teekay.
Об этом стало известно 18 января 2018 г из данных системы глобального позиционирования судов.
Танкер-газовоз Эдуард Толль по типоразмеру относится к классу YAMALMAX и имеет ледовый класс Arc7.
Путь нового судна до Ямала оказался историческим.
Впервые транспортное судно осуществило самостоятельный переход по Северному морскому пути (СМП) в период зимней навигации с востока на запад без ледокольного сопровождения.
24 декабря 2017 г танкер вошел в Полярные воды в Беринговом море, прошел траверз мыса Дежнева и вышел на трассу СМП.
Танкеры класса YAMALMAX имеют более высокую ледопроходимость при движении кормой вперед, особенно при прохождении торосистых участков и районов сжатия льда.
Эта особенность была использована и торосистые участки Эдуард Толль преодолевал кормой вперед.
После 17 дней транзитного перехода через 4 моря судно благополучно прибыло в акваторию Обской губы в районе о Белый, где его взял под проводку атомный ледокол 50 лет Победы.
Ледокол провел танкер по морскому каналу до внешнего рейда морского порта Сабетта.
В порту Сабетта танкер-газовоз Эдуард Толль принял партию СПГ и вышел из порта 17 января 2018 г.
Танкер направляется во французский порт Монтуар (Montoir), куда прибудет 28 января 2018 г.
Оператором СПГ-терминала Montoir de Bretagne является компания Elengy, СПГ-подразделение французской Engie.
Покупатель очередной партии СПГ не называется.
Таким образом флот танкеров, допущенных до работы с Ямал СПГ, расширился до 4 судов.
Ранее забирать продукцию Ямал СПГ могли только танкеры Кристоф де Мажери (принадлежит Совкомфлоту), Борис Вилкицкий и Федор Литке (оба принадлежат греческой Dynagas).
Напомним, что 1я партия была продана Petronas и направлена в Великобританию, где выгружена на терминале Isle of Grain.
Неофициально сообщалось, что в эта партия СПГ могла быть перегружена на другой танкер и направлена в США.
Покупателем 2й партии стала китайская CNPC, СПГ был выгружен на терминале Gate в порту Роттердама.
3я партия была доставлена на терминал Montoir de Bretagne, 4я - направлена в Великобританию на СПГ-терминал Dragon LNG.
Конечные получатели 3й и 4й партии СПГ не назывались.
5я партия СПГ была отгружена в адрес Total, в настоящее время танкер Борис Вилкицкий с грузом СПГ направляется в сторону порта Дюнкерка, куда должен прибыть 22 января 2018 г.
Проект Ямал СПГ реализуется НОВАТЭКом (50,1%), Total (20%), CNPC (20%), и Фондом Шелкового пути (9,9%).
Проект предполагает запуск 3 технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн т СПГ/год, на 95% они уже законтрактованы.
1я технологическая линия Ямал СПГ была запущена 5 декабря 2017 г.
Запустить 2ю очередь Ямал СПГ планируется в 2018 г, 3ю - в конце 2018 г - начале 2019 г.
До 1 апреля 2018 г, когда начнут действовать долгосрочные контракты Ямал СПГ, с завода планировалось отправить 17 партий СПГ (около 1,24 млн т), 6 партий уже ушли.
Все они будут проданы на спотовом рынке