Пути 1й партии сжиженного природного газа (СПГ) с завода Ямал СПГ, отгруженной 8 декабря 2017 г, оказалась еще более загадочной, чем казалось ранее.
9 января 2018 г стало известно, что 1я партии с Ямал СПГ движется в Америку.
Танкер-газовоз Кристоф де Мажери завершил 1й коммерческий рейс по доставке партии СПГ с завода Ямал СПГ 28 декабря 2017 г.
Загрузка началась 8 декабря 2017 г, а в рейс танкер вышел утром 9 декабря 2017 г.
Танкер доставил партию СПГ объемом 170 тыс м3 на СПГ- терминал компании National Grid на острове Грейн (Isle of Grain) в Великобритании 28 декабря 2017 г.
Казалось, что и поставка 1й партии СПГ с Ямала завершена.
Но потом стало известно, что груз СПГ будет перегружен в хранилище газа, и не пойдет в газотранспортную систему (ГТС) страны.
Обыватели насторожились и не зря.
Дальше начиналось самое интересное.
Согласно данным системы мониторинга морских судов, непосредственно после того, как танкер- газовоз Кристоф де Маржери разгрузился, под загрузку в Isle of Grain встал танкер-газовоз Gaselys, принадлежащий Engie.
Конечной точкой его маршрута является регазификационный СПГ -терминал Everett, расположенный в США неподалеку от г Бостона.
По состоянию на 7 января 2018 г танкер - газовоз находился в открытом море на западе от побережья Франции, а прибыть в США танкер должен 22 января 2018 г.
Получается, что газ с СПГ-завода Ямал СПГ поступит в США.
Говорить о том, что эти русские дерзко ломают газовый рынок Америки не приходится.
Но интрига оказалась еще более сложной, и примечательны в ней 2 момента.
С одной стороны, антироссийские санкции США не только не планируют ослабить, но все больше усиливают.
А с другой стороны, США, демонстрируя неслабые амбиции в плане экспорта СПГ, вдруг начали импортировать сжиженный газ.
Секрета нет, США вынуждены действовать таким образом, и о какой-либо тенденции говорить рано.
Причиной импорта стала холодная погода и снежный шторм на восточном побережье страны.
На этом фоне спотовые цены на газ на основной площадке Henry Hub с 28 декабря 2017 г по 5 января 2018 г выросли в 2,1 раза до 6,4 долл США/млн БТЕ.
А на входе в ГТС г Нью-Йорка цена поднималась до 175 долл США/млн БТЕ.
Это много, очень много, если учесть, что за всю историю газовых фьючерсов максимальной была цена около 13 долл США/млн БТЕ в декабре 2005 г, когда о сланцевой революции и не думали.
После победного движения сланцевой революции в США, цена на газ там никогда не доходила до 6 долл США/млн БТЕ даже в пиковые месяцы, оставаясь на среднем уровне 3 долл США/млн БТЕ.
Хотя, если вспомнить, в феврале 2014 г цена на газовый фьючерс, кажется, была именно 6 долл США/млн БТЕ.
Так что в Америке - форс-мажор, нормальный газовый форс -мажор, и надеяться на то, что российский СПГ проторит дорожку на газовый рынок США, не приходится.
Это, вероятно, разовая поставка в связи с ростом цен на СПГ в США в связи с холодами.
Как говорится, спот - во всей красе.
Однако поставки газа в США - это приятно.
Оперативные поставки газа с СПГ - завода Ямал СПГ - наглядная PR - кампания для этого нового проекта.
Еще недавно сложно было предположить, что российский газ можно будет легко купить по споту, но это случилось.
И это довольно сильно добавляет авторитет нефтегазу России.
А вот такая длиннющая цепочка перепродавцов 1й партия СПГ, произведенной на СПГ-заводе Ямал СПГ, удивляет сильно.
Либо газ предлагается слишком дешево для того, чтобы выйти на рынок, либо в Америке совсем плохи дела с газом.
Первоначально НОВАТЭК, в консорциуме построивший Ямал СПГ, заявлял, что 1я партия СПГ пойдет на азиатский рынок, а возможным получателем станет китайская CNPC.
Однако после запуска Ямал СПГ, назывался другой получатель - Novatek Gas & Power.
Позднее НОВАТЭК сообщил, что партия будет отгружена трейдинговой дочке малайзийской Petronas (Petronas LNG UK Limited), из названия которой понятно, что компания поставляет газ в Великобританию.
2й танкер, построенный для проекта Ямал СПГ - Борис Вилькицкий пришел в Европу 4 января 2018 г и был разгружен на терминале Gate в порту Роттердама.
Получателем груза является испанская Reganosa - оператор регазификационного СПГ -терминала Mugardos в порту Ferrol.
В порту Роттердама была выполнена перевалка СПГ на танкер- газовоз Clean Ocean, который завершил 2й этап доставки газа на рынок 7 января 2018 г в порту Ferrol.
В настоящее время танкер- газовоз Борис Вилькицкий возвращается в порт Сабетта и встанет под загрузку после танкера Кристоф де Мажери.
3й коммерческий рейс из порта Сабетты выполняется танкером-газовозом Федор Литке, предположительно во Францию, для разгрузки на СПГ-терминале Montoir-de-Bretagne, принадлежащим Engie.
Прибытие во Францию ожидается 10 января 2018 г.
Тогда же в Сабетту прибудет танкер-газовоз Eduard Toll, принадлежащий Teekay LNG Partners.
Это новый танкер-газовоз ледового класса Arc7 вместимостью 172 тыс м3.
Прочитать новость in English.