Соответствующее сообщение Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) опубликовано на сайте Минфина США 21 мая 2021 г.
Санкции - жесткие и не очень
Список соответствует предложениям Госдепа США по новым ограничениям в связи со строительством МГП Северный поток-2, содержавшимся в докладе Конгрессу США, представленном 19 мая 2021 г.Под ограничения по закону о защите энергетической безопасности Европы (Protecting European Energy Security Act, PEESA) попали 2 компании, 1 госучреждение и 13 судов.
Nord Stream 2 AG и ее топ-менеджеры в списке OFAC отсутствуют, хотя в докладе Госдеп США были упомянуты, включая исполнительного директора М. Варинга, указывая, что их деятельность попадает под санкции.
Однако в их отношении была сделана оговорка о том, что в национальных интересах США для укрепления трансатлантических отношений отказаться от санкций.
Под санкции попали:
- ФГБУ Морская спасательная служба (Морспасслужба),
- ООО Мортранссервис,
- ООО Самарский теплоэнергетический имущественный фонд (СТИФ),
- ООО Коксохимтранс,
- 13 судов, участвующих в строительстве МГП Северный поток-2.
Коксохимтранс уже находится под санкциями США из-за приобретения в лизинг автомобильно-пассажирских паромов, работавших на переправе Крым - Тамань.
Оставшиеся компании и суда добавлены в санкционный список OFAC, не относящийся к SDN.
Черский...
Наиболее важным моментом списка является включение в него краново-монтажного трубоукладочного судна (КМТУС) Академик Черский и его судовладельца СТИФ.27 апреля 2021 г. Черский приступил к строительству 1й нитки МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании и на данный момент уложил на дно Балтийского моря порядка 7,7 км труб.
Таким образом под санкциями США по закону PEESA находятся оба российских трубоукладчика, строящих МГП Северный поток-2.
Трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна, практически достроившая 2ю нитку в водах Дании, и ее собственник - компания КВТ-Рус уже находятся под санкциями по этому закону с февраля 2021 г.
Ранее схемы владения обоими трубоукладчиками были оптимизированы - Фортуна сменила несколько владельцев и в итоге была зарегистрирована на КВТ-Рус - микропредприятие, практически не имеющее активов.
В марте 2020 г. Газпром перевел Черского на СТИФ, а затем СТИФ перестал быть аффилированным лицом Газпрома.
С Черским связан еще одна компания из санкционного списка - Мортранссервис.
По данным Службы внешней разведки Украины (СВРУ), Мортранссервис участвовал в схеме обхода санкций США.
В марте 2021 г. СВРУ опубликовал заявление, согласно которому в июне 2020 г. Газпромфлот передал Черского в собственность Темрюк Транс Марин, которое в конце 2020 г. передало его в собственность Мортранссервиса.
В списке OFAC связь Мортранссервиса с Черским не отражена, с компанией не ассоциировано ни одно из 13 указанных в списке судов.
...и его команда
Помимо Академика Черского, Владислава Стрижова и Юрия Топчева, в списке OFAC указано 10 судов, принадлежащих Морспасслужбе:- судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь,
- многофункциональные суда обеспечения (СО) Финвал, Умка, Сивуч, Нарвал, Artemis Offshore,
- многофункциональные аварийно-многофункциональные аварийно-спасательные суда (МАСС) Мурман, Спасатель Карев, Бахтемир,
- буксир Капитан Беклемишев.
Судя по данным сервисов отслеживания судов, все попавшие в список суда, за исключением Нарвала, активно участвуют в работе над проектом Северный поток-2.
Балтийский исследователь и Мурман осуществляют контроль за процессом трубоукладки для Фортуны и Черского соответственно,
Финвал, Умка и Сивуч обычно выполняют функцию якорезаводчиков, Artemis Offshore - курьерскую функцию, Спасатель Карев, Бахтемир и Капитан Беклемишев контролируют охранные зоны вокруг трубоукладчиков.
Нарвал в участии в проекте Северный поток-2 замечен не был.
Но, у Нарвала и транспондеры выключены.
Судя по решению американцев, именно Нарвал мог быть судном, с которым встречался Мурман, делая непонятные зигзаги.
Нарвал приобретен Морспасслужбой в Норвегии в 2018 г., одновременно с Сивучем, построенным по аналогичному проекту (Нарвал - проект UT-722L, Сивуч - проект UT-722).
Сивуч присоединился к проекту Северный поток-2 в конце апреля 2021 г. в связи с началом работ Черским.
Нарвал пришел в Балтийское море из района г. Мурманска в конце марта 2021 г., следом за МАСС Спасатель Карев.
Прибыв в г. Калининград, Нарвал провел там порядка 1 месяца, а с 26 апреля находится вне зоны покрытия сервисов отслеживания судов.
Еще одной странностью списка OFAC стала его неполнота.
Вне зоны внимания остаются еще 6 из 20 судов, связанных с проектом МГП Северный поток-2, не принадлежащих Морспасслужбе.
Не исключено, что они могут попасть в следующий доклад Госдепа США, который будет представлен в Конгресс спустя еще 90 дней.
Судя по текущему темпу работ Черского, строительство до этого момента завершено не будет, а Госдепу что-то докладывать в Конгресс придется.
Тем более, что в Конгрессе активизировались противники МГП Северный поток-2 и 24 мая госсекретарю США Э. Блинкену придется иметь крайне неприятный разговор в ходе слушаний в комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США.