USD 90.9345

0

EUR 100.7958

0

Brent 71.61

0

Природный газ 2.294

0

7 мин
...

Ю. Витренко: Нафтогаз готовит новые иски к Газпрому, чтобы доказать всем свою значимость

По традиции, в сложные для себя периоды, Нафтогаз агрессивен.  Кто бы прислушался к миролюбивым словам А. Новака?

Ю. Витренко: Нафтогаз готовит новые иски к Газпрому, чтобы доказать всем свою значимость

Киев, 10 фев - ИА Neftegaz.RU. Нафтогаз изучает возможность подачи новых исков против Газпрома.
Об этом 10 февраля 2020 г. написал в Facebook исполнительный директор Нафтогаза Ю.Витренко.

Про премию.
Он регулярно делает заявления.
Ю. Витренко - не вредный, но очень любит популизм.
Даже подписание транзитного контракта РФ - Украина его не удовлетворяет.
В середине января 2020 г. он расстроился тем, что В. Зеленский запретил выплачивать остатки премии сотрудникам Нафтогаза за победу над Газпромом в г. Стокгольме.
В мае 2018 г. Нафтогаз решил премировать 41 сотрудника на общую сумму 46,3 млн долл США за победу.
Это 1% от выигранной суммы, около 9 млн долл США - налоги.
По горячим следам , в 2018 г. было выплачено 50% премии, остальное планировалось выплатить равномерно за 3 года, но В. Зеленский пожурил Нафтогаз, сказав, что многовато будет.
А. Коболев тогда получил около 10 млн долл США. Не бедствовал и Ю. Витренко.
Ныне он предлагает поделить оставшуюся его часть премии поровну между гражданами страны.
Это граждан волнует.
Его слушают.

Про транзит.
Пакет соглашений по транзиту российского газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины, фактически защитивший Нафтогаз от утраты какой-либо политической значимости, вызвал недовольство у Ю. Витренко.
Напомним, что новый транзитный контракт с украинской стороны подписывал не Нафтогаз, а Оператор ГТС Украины (ОГТСУ), который был создан как независимый оператор ГТС Украины путем выделения (анбандлинга) из Нафтогаза для соответствия правилам 3го энергопакета ЕС.
Процедура анбандлинга была проведена по модели ISO (Independent System Operator), т.е. вместе с функциями транзита газа в ОГТСУ перешла и ГТС Украины - основной актив Нафтогаза.
После этого у Нафтогаза должна была остаться лишь функция УК для Укрнафты и Укргаздобычи, а также дистрибутора газа.
Однако Газпром настоял на сохранении Нафтогаза как участника транзита, правда с чисто прагматическими соображениями - чтобы переложить на него риски, связанные с изменением в госрегулировании на Украине.

Но факт остается фактом - Нафтогаз частично сохранил свое влияние.
Однако Ю. Витренко сильно беспокоит неопределенность с переформатированием Нафтогаза, о котором говорил президент Украины В. Зеленский.
По традиции, в сложные для себя периоды, Нафтогаз берется доказывать свою важность для Украины, затевая очередные разбирательства с Газпромом.

А. Новак VS Ю. Витренко
На фоне высказываний Ю. Витренко эпистолярные размышления А. Новака в журнале Энергетическая политика выглядят очень мудрыми. Кто бы прислушался?
  • новые маршруты транспортировки газа - не помеха продолжению транзита российского газа по ГТС Украины. Мы не раз об этом говорили;
  • важно, что мы услышали друг друга;
  • нам с украинскими партнерами удалось договориться о транзите газа с 2020 г. сроком на 5 лет на взаимовыгодных условиях;
  • если это сотрудничество окажется успешным, возможно, мы продолжим его и после 2024 г.
Властям РФ выгодно поставлять газ в Европу через ГТС Украины, потому что, как минимум, это разрушает идею властей США о выходе на газовый рынок Украины с СПГ через Польшу.
С учетом коррупции на Украине, на фоне возможности виртуального реверса схема Дюссельдорф+ только расцветет.
Это сохранит востребованность российского газа на Украине, хоть и с европейской наценочкой.
В США на споте цены стали совсем смешные, но сланцевая революция там потихоньку сбавляет темп, и не смогут совсем дешево американцы поставлять газ на Украину через Польшу.


Больше исков к Газпрому!
Но Ю. Витренко сильно не устраивает новый транзитный контракт, который был подписан 30 декабря 2019 г.
Достигнутые договоренности оказались настолько взвешенными, насколько это вообще было возможно в условиях накопившихся взаимных претензий сторон:
  • 5-летний контракт на транзит 225 млрд м3 газа (в 2020 г. минимум 65 млрд м3 и 40 млрд м3/год в 2021-2024 гг.),
  • оплата Газпромом транзита в полном объеме в рамках принципа «качай или плати»,
  • сохранение Нафтогаза как участника транзита, организующего транспортировку российского газа и обеспечивающего бронирование мощностей ОГТСУ для Газпрома,
  • отказ от взаимных претензий по незавершенным судебным разбирательствам и снятие с Газпрома штрафа, наложенного Антимонопольным комитетом Украины,
  • выплата Газпромом Нафтогазу 2,9 млрд долл. США по решению Стокгольмского арбитража.

Однако многие желания Нафтогаза, которые неоднократно озвучивались в ходе обсуждения нового транзитного контракта, судя по заявлениям Ю. Витренко, воплощены не были.
Кроме того, у Нафтогаза назрели новые обиды, которые компания намерена удовлетворить в суде.
Тезисы от Ю. Витренко по искам к Газпрому:
  • Газпром выполнил решение Стокгольмского арбитража оплатить Нафтогазу 5 млрд долл. США (компенсация в размере 4,6 млрд долл. США + 400 млн долл. США % на дату окончательного расчета), но это не значит, что об отношениях с Газпромом можно забыть,
  • есть ряд насущных потенциальных проблем, которые Нафтогаз сейчас изучает,
  • так, европейские компании, которые покупают газ у Газпрома, не могут перенести точки передачи газа по текущим контрактам на границу Россия-Украина,
  • независимые от Газпрома газодобывающие компании не могут экспортировать газ из России,
  • независимые компании не могут осуществлять транзит газа из Средней Азии через территорию РФ,
  • кроме того Нафтогаз недавно выявил ряд обстоятельств, говорящих о роли Газпрома в операциях с долговыми обязательствами РосУкрЭнерго, через которые Нафтогаз понес значительные убытки,
  • решение этих проблем позволит Нафтогазу получить дополнительные доходы от транзита, снизить цены на газ на Украине на 25% даже без прямых поставок со стороны Газпрома и без политически мотивированной коррупции, компенсировать потери от операций с долговыми обязательствами РосУкрЭнерго.
  • Нафтогаз изучает возможности для решения указанных проблем,
  • вариантами решения могут быть жалобы в Европейский антимонопольный орган (с перспективой судебного процесса в суде Европейского Союза) относительно злоупотребления Газпромом своим доминирующим положением, международный арбитража в г. Цюрих по новому транзитному контракту, международный арбитраж в Стокгольме по контракту между Нафтогазом и Газпромом по переуступке долговых обязательств РосУкрЭнерго.
  • лучше решить проблемные вопросы без судебных процессов, поэтом Нафтогаз попытается сначала обсудить проблемы с Газпромом.
В заявлениях Ю. Витренко есть ряд очень любопытных моментов.
Первое, что бросается в глаза - выплата Газпромом в адрес Нафтогаза 5 млрд. долл. США, хотя реальный объем платежа составил 2,9 млрд долл. США.
Тут все просто - у Нафтогаза своя собственная арифметика.
Компания учитывает в составе компенсации от Газпрома 2,1 млрд долл. США, зачтенных в счет потребленного в 2014-2015 гг., но не полностью оплаченного Украиной газа.

Любопытнее другое - Ю. Витренко вновь поднимает несколько скользких тем, в т.ч. о переносе точки сдачи газа с западной границы Украины на восточную, своповых поставках газа, поставках газа из др. стран через ГТС России.
Перенос точки сдачи уже звучал в контексте заключения своп-контракта, который Ю. Витренко Газпрому уже предлагал.
Предполагалось, что Газпром будет передавать украинской стороне на границе с Россией определенный объем газа, а Нафтогаз будет передавать такой же объем на границе с ЕС.
Объем сдачи газа будет подтверждаться операторами ГТС Словакии, Венгрии, Польши, Румынии.
По сути это все та же старая песня о главном - неоднократно озвученное Украиной предложение о переносе точки сдачи с западной границы Украины на восточную.
Однако это невыгодно ни Газпрому, ни европейским покупателям.
Газпром занимает твердую позицию, согласно которой точка сдачи газа является вопросом взаимоотношений Газпрома и его клиентов по долгосрочным контрактам, но не Украины.
Европейским компаниям это и подавно не нужно, поскольку надежность украинского транзита в случае переноса точки сдачи с западной границы на восточную становится головной болью Европы.

Еще один неоднозначный момент.
В начале января 2020 г. глава Нафтогаза А. Коболев заявил, что компания добилась того, над чем билась последние 5 лет.
Главным элементом победы стало устранение Газпрома между ГИС Ужгород и Велке Капушаны, как супероператора.
Однако Ю. Витренко излагает ситуацию так, как будто вопрос остался открытым.

Печаль по крымским активам
Новыми исками к Газпрому Нафтогаз не ограничивается.
Компания в настоящее время актуализировала работу по судебному процессу (точнее, инвестиционному арбитражу) против России в отношении активов в Крыму.
Тезисы от Ю. Витренко по активам в Крыму:
  • до 15 февраля Нафтогаз планирует завершить подготовку к очередному представлению документов в рамках арбитражного процесса против России относительно активов в Крыму,
  • формируется команда юристов, которая будет защищать интересы Нафтогаза,
  • этот арбитражный процесс длится уже несколько лет,
  • в этом арбитраже Нафтогазу противостоит Российское государство, а не Газпром, и поэтому разбирательство не подпадает под соглашение об урегулировании с Газпромом,
  • премьер-министр Украины отметил, что договоренности с Газпромом стали возможными благодаря достигнутым политическим руководством государства договоренностей на межгосударственном уровне,
  • тогда может политическое руководство государства прямо сейчас договорится об уплате Россией компенсации Нафтогазу за потерю активов в Крыму,
  • речь идет о сумме в примерно 8 млрд долл. США, включая %,
  • тогда Нафтогаз сэкономил бы на юристах и на ненавистных всем премиях,
  • если этого не произойдет, то Нафтогаз вновь готов судиться и добиваться взыскания активов, чтобы доказать всем определяющую роль именно Нафтогаза в этом процессе.

Заключает свой пост Ю. Витренко напоминанием известного высказывания Б. Франклина, согласно которому, те, кто готовы отказаться от свободы, чтобы купить немного временной безопасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности.
Этим самым Ю. Витренко предупреждает сторонников идеи примирения с Россией, говоря о том, что ценой этого мира является фактический отказ от защиты Украины.
Цветущая русофобия, осложняющая только-только налаживающиеся отношения между Россией и Украиной, очень печалит...

Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram