Дружба, налоговый маневр, цены на газ и др. И. Ляшенко обозначил позицию Белоруссии в проблемных вопросах отношений с Россией
Проблемные моменты между Россией и Белоруссией могут быть частично урегулированы во время заседания Совета Министров Союзного государства 19 ноября 2019 г.
Это уже можно назвать традицией, когда самые острые вопросы снимаются накануне праздников, чтобы не нести хотя бы часть разногласий в наступающий год.
17 ноября 2019 г. вице-премьер Республики Беларусь И. Ляшенко, курирующий ТЭК, обозначил ключевые для белорусской стороны моменты.
Белоруссия в начале декабря 2019 г. представит в правительство России окончательную сумму компенсации убытков из-за поставки в апреле 2019 г. загрязненной хлорорганическими соединениями нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба.
В настоящее время на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) завершается капремонт, после окончания которого будет понятно, какое оборудование завода и в какой степени пострадало.
Напомним, что 20 апреля 2019 г. на установке ЛК6У №2 секции С-100 Мозырского были выявлены пропуски теплообменных трубок воздушного холодильника ХК-105.
Специалисты связали коррозионное разрушение теплообменных трубок с повышенным содержанием хлорорганики в нефти, поступающей по МНП Дружба.
В течение ноября-декабря 2019 г. Белоруссия уже сможет оценить потери, а после завершения этой работы, в начале декабря, сумма будет представлена российской стороне.
Конкретные цифры И. Ляшенко не стал называть, заверив лишь, что все они будут обоснованы.
Также И. Ляшенко отметил, что экспорт белорусской нефти, нарушенный из-за ситуации с загрязнением МНП Дружба, восстановился.
Объем поставки нефти, которые Белоруснефть должна была отравить на экспорт, поставлен, но предстоит еще подсчитать еще экономические потери за счет котировок.
На модернизацию белорусских НПЗ инцидент с МНП Дружба вообще не оказал прямого влияния, работа идет планомерно.
В 2020 г. Белоруссия готова импортировать из России до 24 млн т нефти, что соответствует традиционному балансу.
В общем, Белоруссия готова работать в режиме от 18 млн т до 24 млн т в зависимости от компенсационных режимов.
По альтернативным источникам поставки нефти, тему которых Белоруссия активно педалирует в период разногласий с Россией, И. Ляшено обозначил их необходимость.
По мере завершения налогового маневра в России, цена российской нефти для Беларуси будет приближаться к мировой.
Поэтому в нефтяном балансе должен быть определенный процент альтернативной нефти.
Казахстанскую нефть при условии небольшой разбежки с российской по цене, а еще лучше, если она будет дешевле, Белоруссия естественно, будет вовлекать.
Вопрос о компенсации Белоруссии за завершение налогового маневра в российской нефтяной отрасли по-прежнему стоит на повестке дня.
И. Ляшенко напомнил, что условия белорусской стороны уже были названы и они справедливы.
Напомним, что Белоруссия оценивает издержки от завершения налогового маневра в России в период 2019-2024 гг. на уровне 10,5-11 млрд долл. США.
Оценка только по 2020 г. составляет 400 млн долл. США.
Издержки связаны с удорожанием беспошлинных поставок нефти в Белоруссию и снижением экспортных пошлин на нефтепродукты.
Отсутствие компенсации за налоговый маневр станет одним из основных факторов замедления темпов роста белорусской экономики в среднесрочной перспективе.
В связи с отсутствием компенсации, Минфин Беларуси впервые за последние 7 лет подготовил дефицитный проект бюджета.
Еще один проблемный вопрос в ТЭК у России и Белоруссии - цены на газ.
В 2019 г. цена на газ для Белоруссии составляет 127 долл. США/1000 м3, как это предусмотрено протоколом о ценах на газ, который Белоруссия и Россия заключили в 2017 г.
Но 2019 г. - последний, когда действуют эти договоренности, потому России и Белоруссии предстоит договориться о поставках газа в 2020-2024 гг.
Далее Россия и Белоруссия должны договориться о принципах единого рынка газа и договорится при участии др. стран Евразийского союза о единой формуле ценообразования, которая будет действовать с 2025 г.
Пока же Белоруссия последовательно добивается снижения цен на газ, рассчитывая на те же условия ценообразования для белорусских и российских потребителей газа.
По этому вопросу идут многоуровневые переговоры и Белоруссия рассчитывает на снижение цены на 2020 г.
Свои предложения белорусская сторона уже внесла, ориентируясь на обозначенную главами 2 государств стратегию по установлению равных цен в течение 2 лет.
С российской стороны подтверждения о снижении цены на газ пока нет.
Проблемные моменты могут быть частично урегулированы во время заседания Совета Министров Союзного государства 19 ноября 2019 г.
Также пройдут переговоры на уровне премьер-министров, а 8 декабря 2019 г. состоится президентов РФ и Республики Беларусь В. Путина и А. Лукашенко.
Автор: Е. Алифирова