Брюссель, 22 мар - ИА Neftegaz.RU. Еврокомиссия (ЕК) дала оценку роли Стокгольмского арбитража во взаимоотношениях Газпрома и Нафтогаза.
Позицию ЕК 21 марта 2018 г обозначил зампред ЕK по Энергетическому союзу М. Шефчович на слушаниях в Брюсселе в комитете Европейского парламента по промышленности, исследованиям и энергетике.
По словам М. Шефчовича, ЕК только приветствует решение Стокгольмского трибунала по контракту о поставках и транзите газа между Нафтогазом и Газпромом.
ЕК ожидает, что обе стороны будут уважать решение суда, поскольку это в интересах Газпрома, Нафтогаза, России и Европейского союза.
Нужно избегать эскалации и нужно также следить за тем, чтобы Газпром уважал положения этого решения, включая выплату 2,6 млрд долл США Нафтогазу и чтобы Газпром продолжал энергоснабжение, заявил М. Шевчович.
Позиция ЕК в этой ситуации выглядит странно - Европе хотелось бы получить все и сразу.
И чтобы в Европу стабильно поступал дешевый российский газ, и чтобы украинский маршрут транзита газа в Европу сохранился, и чтобы Россия спонсировала украинскую экономику.
Похвальное стремление, но Газпром благотворительностью по отношению к Украине заниматься не намерен.
Решение Стокгольмского арбитража для Газпрома сделало контракты с Нафтогазом экономически бессмысленными.
Газпром начал процедуру расторжения этих контрактов.
А громкие заявления Нафтогаза, фактически представляющие собой шантаж и вымогательство, показывают, что на конструктивные переговоры с Газпромом компания не нацелена.
И давая положительную оценку результатам итогам разбирательства Газпрома и Нафтогаза в Стокгольмском арбитраже, ЕК создает условия к тому, к тому, чтобы ситуация развивалась в том же ключе.
Одновременно ЕК демонстрирует свою озабоченность.
По словам М. Шевчовича, ЕК испытывает обеспокоенность в связи с последним развитием ситуации между Газпромом и Нафтогазом.
Если дело дойдет до расторжения контрактов, ЕК считает необходимым действовать согласно предусмотренной процедуре, учитывая права и обязанности обеих сторон и принимая во внимание последствия для третьих сторон, в частности, для государств-членов.
Но в 1ю очередь Европа блюдет собственные интересы.
М. Шефчович выразил надежду, что любые меры, принимаемые различными властями, не затронут транзитный газ.
Это было бы полностью контрпродуктивно и помешало бы любому разрешению нынешней ситуации. И обе стороны обещали мне, что этого не будет, заявил М. Шефчович.
ЕК готова сыграть роль посредника в переговорах, но каким будет итог этих переговоров, если при этом продолжается фактическое подстрекание Нафтогаза к раздуванию конфликта с Газпромом.
А ведь конфликт Газпрома и Нафтогаза по своей сути является спором 2 хозяйствующих субъектов.
Вмешательство в этот спор любой 3й стороны, будь то ЕС или США, неправильно.
Об этом 13 марта 2018 г завил премьер-министр РФ Д. Медведев на встрече с главой Газпрома А. Миллером.
Крайне важно, чтобы все эти разбирательства происходили в рамках существующего правопорядка и чтобы этим непосредственно занимались сами спорящие стороны, т.е Газпром и Нафтогаз.
Ни ЕС, ни другие страны, к 2-сторонним отношениям Газпрома и Нафтогаза отношения не имеют и их вмешательство может только обострить конфликт.
Напомним, что 22 декабря 2017 г Стокгольмский арбитраж вынес решение по спору Газпрома и Нафтогаза по контракту на поставки газа на Украину.
Суд обязал Нафтогаз выплатить Газпрому 2 млрд долл США за поставленный в 2014-2015 гг газ.
Годовой объем закупок по контракту суд сократил до 5 млрд м3, но сохранил условие «бери или плати» для 80% этого объема (не менее 4 млрд м3/год).
Решение оказалось компромиссным, оно более-менее устроило обе компании.
Однако, итоги разбирательства по контракту на транзит газа через территорию Украины только усугубило ситуацию.
28 февраля 2018 г суд принял во внимание аргументы Нафтогаза о сложном положении украинской экономики и постановил, что Газпром должен выплатить Нафтогазу около 4,637 млрд долл США.
С учетом предыдущего разбирательства, Газпром оказался должен Нафтогазу 2,56 млрд долл США и на них Украина насчитывает пени в размере 500 тыс долл США в сутки.
Газпром посчитал такое решение проявлением политики двойных стандартов и начал процедуру обжалования решения Стокгольмского арбитража и расторжения контрактов.