Киев, 18 янв - ИА Neftegaz.RU. Уже 21 января 2019 г. в г. Брюссель пройдут 3-сторонние министерские переговоры по газу в формате Россия - Украина - ЕС.
По этому поводу глава Нафтогаза А. Коболев высказался на брифинге 18 января 2019 г.
Возможно, сказался неудачно выставленный свет, но А. Коболев выглядел очень уставшим.
Переговоры выходят на финишную прямую, и стороны готовятся.
Муссируются слухи о том, что Газпром на переговорах возглавит лично А. Миллер, немножко задвинув А. Медведева.
Сенсаций ждать не следует от этого, но серьезное отношение к переговорам власти РФ однозначно показывают.
Позиции России на переговорах сильнее ЕС и Украины.
Россия поставляет в Европу самый дешевый газ.
Это настолько выгодно, что даже Германия вынуждена поддерживать Россию в этом вопросе, помогая продавливать проект МГП Северный поток-2.
Поэтому переговоры будут любопытными для специалистов.
Тезисы от А. Коболева:
- главная задача в рамках переговоров - добиться сохранения транзита российского газа в Европу по газотранспортной системы (ГТС) Украины,
- Нафтогаз не исключает, что Газпром прекратит транзит газа через Украину с 1 января 2020 г., когда истечет действующий контракт,
- Украина хочет получить контракт, который будет соответствовать всем нормам европейского права,
- новый контракт на транзит газа через ГТС Украины должен быть подписан с новым, независимым от Нафтогаза, оператором ГТС,
- оператор ГТС сейчас создается, начать свою работу компания может с января 2020 г.
Ничего сенсационного, новых громких заявлений и искрометного украинского юмора.
Все четко и конкретно.
Украина действительно опасается потерять транзит российского газа - для экономики страны это означает если не крах, то очень ощутимый удар.
Самое смешное, что Газпрому нужен транзит по Украине, хотя бы для того, чтобы обеспечить присутствие российского газа в Молдове.
Газпром не хочет транспортировать газ в Европу через украинскую ГТС по долгосрочному контракту - хватило проблем и с текущим контрактом, что привело к масштабному судебному разбирательству с Нафтогазом.
Но отсутствие долгосрочного контракта не означает отсутствия самого транзита.
Транзит нужен и в качестве резерва.
Впрочем объемов одной Молодовы для обеспечения деятельности украинской ГТС банально не хватит.
Понимая это, Газпром не раз анонсировал возможные объемы транзита до 15 млрд м3/год газа.
Neftegaz.RU рискует предположить, что если бы американцы не мешали, то на 3-сторонних переговорах спокойно можно было бы согласовать до 40 млрд м3/год транзита российского газа в Европу ( с учетом нереализованной проектной мощности МГП Турецкий поток).
Были бы все довольно, кроме американцев, продвигающих свой СПГ на европейский рынок.
В результате торговых войн, практически потеряв рынок СПГ в Китае, власти США ныне чрезвычайно заинтересованы в росте поставок СПГ в Европу.
Поэтому США не нужны ни новые МГП из РФ в Европу, ни изношенная ГТС Украины.
Становится понятным, почему несмотря на гарантии украинской стороне по поводу сохранения транзита от президента РФ В. Путина до канцлера ФРГ А. Меркель, у Нафтогаза остаются сомнения, причем уже не в объемах, а в самом факте транзита.
На переговоры Газпром идет обиженным, потому что решения Стокгольмского арбитража, по меньшей мере, отдают предвзятостью, если не разными стандартами.
Почему Украина действовала в условиях форс-мажора, а Россия - нет? Ответ объясняется только русофобией, и, конечно, боязнью экспорта торговли влиянием из РФ.
С подписывающей стороной в новом транзитном контракте тоже никаких сенсаций.
В рамках пресловутого анбандлинга будущий транзитный контракт непременно должен быть подписан уже с новым оператором ГТС Украины.
Провести анбандлинг при действующем контракте невозможно до его истечения, т.е. до конца 2019 г., поскольку для этого требуется согласие Газпрома, а получить его при нынешних отношениях компаний нереально.
Обо всем этом уже неоднократно говорилось.
Фактически есть 2 важные темы переговоров:
- объемы транзита после 2019 г, и здесь равновесным объемом может выступать около 40 млрд м3/год газа;
- договоренности о снятии взаимных финансовых претензий, известных по Стокгольмскому арбитражу, тогда власти РФ могут смягчить свою позицию.
Позиция властей Украины, ведомых добрыми самаритянами их США, известна: никаких переговоров, только 114 млрд м3/год транзита газа.
Эта позиция тупиковая, но удобная для американцев.
Самим украинцам гораздо выгоднее договориться с Газпромом, что позволит сохранить и как-то модернизировать ГТС Украины.
Интрига в том, удастся ли властям ЕС и России принудить власти Украины к компромиссу, или они останутся верными хозяевам из-за океана?
Если власти Украины пойдут за США до конца, то о существовании украинской ГТС можно потихоньку забыть.
В Европе и без Украины есть желающие откусить от европейского газотранспортного пирога.
Визит В. Путина в Сербию - тому подтверждение.
Формат выступления А. Коболева показывает, что и на Украине понимают близость необходимости выбора.
Такое ощущение, что Нафтогаз как-то сдулся в преддверии переговоров.
Не было никаких образных сравнений, никаких ехидных комментариев и т.п., чем так блистали представители Нафтогаза в 2018 г.
Никаких котиков, поздравлений с 1м апреля или с Днем добрых дел.
Шутки кончились, 21 января за стол переговоров сядут серьезные политики, чтобы решить серьезные проблемы.
И представителям Нафтогаза в этой компании очень неуютно.
Даже не потому, что время уже поджимает, поскольку действующий контракт на транзит российского газа через украинскую ГТС истечет в конце 2019 г.
Беспокоит А. Коболева гораздо более близкая перспектива - судьба Нафтогаза после президентских выборов на Украине 31 марта 2019 г.
Опросы общественного мнения рисуют вполне определенную картину - П. Порошенко, скорее всего, не удастся сохранить президентское кресло.
Январский социологический опрос от BDM показал, что большинство украинцев (22,6%) поддерживают Ю. Тимошенко, чья победа очень печалит А. Коболева.
Ранее Ю. Тимошенко обещала вообще ликвидировать Нафтогаз в случае своей победы на выборах, что станет дополнительным фактором давления на украинскую делегацию на предстоящих переговоров.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина