Об этом 27 ноября 2025 г. сообщил министр энергетики РФ С. Цивилев.
К новым проектам – готовы!
В ходе заседания российско-пакистанской МПК стороны обсудили широкий круг направлений сотрудничества – энергетика, торговля, инвестиции, наука и технологическое сотрудничество. По данным пакистанских СМИ, Россия и Пакистан рассмотрели продвижение совместных проектов в энергетике и добыче, в т.ч. возможное участие российских компаний в разработке шельфовых месторождений Пакистана и др. проектах в сфере углеводородов.С. Цивилев подтвердил, что российские нефтегазовые компании изучают возможность реализации новых совместных нефтегазовых проектов на территории Пакистана, но будут ли это шельфовые проекты, не уточнил.
«Сегодня сторонами ведется совместная работа по оценке перспективных проектов на предмет их совместной реализации. Российские нефтегазовые компании сохраняют высокую заинтересованность в развитии бизнеса в Пакистане. Мы продолжаем сотрудничество в сфере разведки и разработки месторождений углеводородов», – отметил он, отвечая на вопросы журналистов.
За несколько дней до заседания МПК The Express Tribune писала, что одной из тем обсуждения может стать получение Газпромом долей участия в проектах разработки шельфовых месторождений. Правительство Пакистана недавно выдало 23 лицензии на разведку месторождений на шельфе местным компаниям, в т.ч. Oil and Gas Development Company (OGDC), Pakistan Petroleum Limited (PPL) и Mari Energies. Как участник СП с PPL в один из проектов вошла турецкая TPAO.
По данным издания, Газпром может пойти тем же путем, но с OGDC. Пакистанская компания находится на завершающей стадии создания СП с Газпромом для разведки месторождений нефти и газа на шельфе Пакистана, а Газпром пообещал OGDC долю участия в своих проектах в разных странах. Со стороны Газпрома никаких сообщений по этому поводу не было за исключением подписания меморандума о взаимопонимании с OGDC в октябре 2025 г.
Модернизация пакистанских НПЗ
Россия также может помочь пакистанским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) увеличить глубину переработки и повысить эффективность производства. Министр подчеркнул, что речь идет о комплексной модернизации:
«Речь идет о комплексной модернизации, которая предполагает повышение эффективности действующего производства – увеличение глубины переработки нефти, снижение энергопотребления и воздействия на окружающую среду. Проект также находится в стадии обсуждения», – сказал С. Цивилев.
Конкретный проект НПЗ модернизации не называется. Основные мощности переработки нефти в Пакистане составляют 5 НПЗ общей мощностью около 450 тыс. барр./сутки (около 20 млн т/год). Крупнейшим из них является комплекс Cnergyico PK Limited в г. Хаб провинции Белуджистан мощностью 156 тыс. барр./сутки.
5 ведущих НПЗ Пакистана (Cnergyico, Attock Refinery Ltd, National Refinery Limited, PARCO, Pakistan Refinery Limited) в рамках принятой политики модернизации (2023-2024 гг.) планировали реализацию проектов модернизации на сумму 5-6 млрд долл. США для перехода к выпуску топлива стандарта Евро-5. Однако проекты столкнулись с задержками и проблемами с финансированием, особенно после того как МВФ в июне 2025 г. отказал правительству Пакистана в поддержке налоговых льгот и преференций под проекты модернизации НПЗ.
Не время для СПГ?
Кроме того, продолжаются переговоры между Россией и Пакистаном о поставках российского сжиженного природного газа (СПГ). Диалог ведется на уровне коммерческих структур.
«Да, вопрос поставок российского СПГ изучается сторонами. Это вопрос коммерческих переговоров, и конкретные объемы и условия сделки определятся по достижении сторонами договоренностей», – заявил российский министр.
С. Цивилев также напомнил о планах России нарастить производство СПГ до 100 млн т/год к 2030 г. и увеличить долю российского СПГ в мире до 20% (показатель в 100 млн т/год СПГ к 2030 г. заложен в Энергостратегию-2050, но часть проектов, которые должны были привести к этому результату, уже находится в стадии пересмотра/переформатирования).
Поставки российского СПГ в Пакистан обсуждаются в течение многих лет, но на финальные договоренности стороны выйти не могут. У Пакистана, практически полностью покрывающем свой спрос на газ за счет импорта СПГ, с контрактованием на споте возникают сложности. Такая ситуация сложилась в условиях мирового энергетического кризиса в 2021 г., а далее проблема только усугублялась. Еще на 8м заседании МПК в начале 2023 г., Н. Шульгинов, возглавлявший комиссию с российской стороны, призвал Пакистан начать обсуждать с Газпромом и НОВАТЭКом поставки СПГ.
Но в Пакистане начал раскручиваться очередной политический кризис, а затем Пакистан взял паузу, занявшись пересмотром в свою пользу ценовых условий долгосрочных контрактов с Катаром и Eni. Тогда The News со ссылкой на Минэнерго Пакистана писала, что судьба соглашения о поставках российского СПГ в страну будет зависеть от исхода пакистано-катарских переговоров о пересмотре контрактной стоимости в 2026 г. Примечательно, что сейчас Пакистан отказывается от нескольких партий СПГ, которые должны быть поставлены в 2026 и 2027 гг. в рамках контракта с Eni. Является ли это следствием сокращения в 2025 г. импорта СПГ на фоне уменьшения спроса в электроэнергетике из-за роста выработки солнечной и гидроэлектроэнергии, или стремлением усилить переговорную позицию, неясно.
А для Пакистанского потока?
Учитывая эти факторы, ожидаемо, что по проекту магистрального газопровода (МГП) Пакистанский поток (ранее Север - Юг) заявлений не последовало.Проект предусматривает строительство газопровода для поставок газа с юга Пакистана, где расположены терминалы для приема СПГ на север страны к крупным промышленным потребителям. Этот проект в 2013 г. Россия и Пакистан осознанно поставили на паузу в связи с неопределенностью по источникам поставок газа. Вариантов может быть несколько, например СПГ, как это и планировалось изначально, но к ним могут добавиться трубопроводные поставки – российский газ может придти в Пакистан через Центральную Азию, иранский газ (или российский транзитом или свопом через Иран) по МГП Иран - Пакистан (МГП Мир), туркменский газ (или газ из др. источников) по МГП Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ).
Таким образом МГП ТАПИ может замкнуть радиально-кольцевую газотранспортную систему (ГТС) в Центральной и Южной Азии, создав надежную схему поставок газа в Индию. Но все эти возможности пока остаются в неопределенном состоянии во многом из-за нестабильности в регионе, в первую очередь, в Афганистане. Хотя МГП ТАПИ вроде как строится, а интерес к нему растет.
Что еще обсуждали на МПК?
Россия и Пакистан по итогам заседания МПК подчеркнули важность комплексного подхода – не только торговли или поставок энергоресурсов, но и науки, образования, космоса, что отражает желание расширить базу сотрудничества.С. Цивилев отметил, что Россия заинтересована в расширении торговли с Пакистаном, в т.ч. в увеличении экспорта пшеницы, удобрений и нефти. А. Легари дополнил, что обе стороны решительно настроены на существенную диверсификацию двусторонних поставок и увеличение объема торговли. Для решения этой задачи необходимо усилить координацию между соответствующими органами обеих стран, в т.ч. по снижению нетарифных барьеров и гармонизации таможенных правил и стандартов, соответствующие договоренности уже есть.
Много внимания уделялось логистике, в частности, развитию международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг. С. Цивилев сообщил, что Россия и Пакистан уже заложили основу для начала поставок грузов по восточному участку МТК Север – Юг (через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в Иран и Индию). А. Легари дополнил, что Россия и Пакистан договорились продолжить работу по тестовому запуску грузового поезда по МТК Север – Юг и в целом углублять мультимодальную связность. По словам С. Цивилева, тестовый поезд позволит на практике проверить готовность коридора и продемонстрировать его реальную эффективность. Ранее сообщалось, что Россия в 2025 г. может начать грузовые перевозки в сообщении с Пакистаном, первые грузы из РФ будет составлять сельхозпродукция, а затем промышленные грузы, в частности, полипропилен и полиэтилен.
По итогам заседания МПК Россия и Пакистан подписали ряд документов, направленных на развитие сотрудничества, в т.ч. меморандумы о взаимопонимании между антимонопольными ведомствами (ФАС России и Комиссией по конкуренции Пакистана), а также между органами по стандартизации (Росстандартом и Управлением по стандартам и контролю качества Пакистана, PSQCA). Последний документ предусматривает обмен информацией о национальных стандартах и технических регламентах, что позволит снизить уровень технических барьеров во взаимной торговле.






