Об этом сообщил президент Монголии У. Хурэлсух, выступая по видеосвязи на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ).
Тезисы У. Хурэлсуха:
- идет активная работа по разработке технико-экономической оценки (ТЭО) проекта строительства газопровода через территорию Монголии [из России в Китай], и это станет большим, крупнейшим созидательным проектом Дальневосточного региона;
- Монголия в настоящее время ведет совместно с Россией и Китаем работу по реализации таких больших проектов, как обновление железнодорожного и автомобильного коридоров, а также строительство новых линий для поездов и автодорог;
- самые короткие автомобильные и железнодорожные пути, соединяющие Азию и Европу, проходят через Монголию, поэтому в условиях увеличения объема торговли между Россией и Китаем, между Азией и Европой создание торговой, транспортно-логистической сети, а также транспортного потока, используя удобное географическое положение Монголии, положительно повлияет на региональное сотрудничество.
После чего началась разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, включающего в себя детальный расчет инвестиционных и эксплуатационных затрат.
Активно этот вопрос обсуждался в ходе встречи А. Миллера и министра иностранных дел Монголии Б. Батцэцэга в рамках ПМЭФ-2021.
Тогда же подтвердилось, что ТЭО проекта МГП Союз Восток планируется завершить до конца 2021 г.
Данный срок закреплен в плане деятельности совместной рабочей группы Газпрома и правительства Монголии.
ТЭО готовит компания спецназначения Газопровод Союз Восток.
Кстати, в ходе недавнего селекторного совещания, посвященного Дню работников нефтяной и газовой промышленности, глава Газпрома А. Миллер тоже упомянул, что, дескать, работы по проекту идут штатно.
МГП Союз Восток
- транзитный газопровод для поставок российского газа в Китай;
- пройдет по территории Монголии;
- это продолжение МГП Сила Сибири-2 (западный маршрут поставок газа в Китай).
Данный газопровод является вторым из 3х, входящих в ГТС Сила Сибири:
- восточный маршрут (МГП Сила Сибири-1) уже действует;
- дальневосточный (МГП Сила Сибири-3) - обсуждается, но, судя по переносу сроков проекта освоения Южно - Киринского месторождения, до реализации еще далеко.
Изначально западный маршрут рассматривался как безтранзитный, соединяющий республику Алтай и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
В 2012 г. власти Монголии предложили свою территорию для транзита, аргументируя:
- более удобным прохождением трассы,
- возможностью ее сокращения,
- отсутствие проблем с экологами, озабоченными судьбой высокогорного плато Укок, имеющего статус природного парка, через который должен был пройти МГП Алтай.
В 2014 г. даже китайцы были уверены, что контракт по МГП Алтай будет подписан не позднее 2015 г.
Монголы не сдавались и анонсировали проект ГЭС на р. Селенга, рискованного для экосистемы о. Байкал.
Тогда власти РФ вспомнили о дружбе с властями Монголии:
- вернулись к теме монгольского транзита газа;
- в декабре 2019 г. Газпром и правительство Монголии подписали меморандум о взаимопонимании, в рамках реализации которого создана совместная рабочая группа;
- в марте 2020 г. В. Путин поручил Газпрому начать прединвестиционную стадию проекта, изучив вопросы, касающиеся линейной части, программы формирования ресурсной базы под проект, проектно-изыскательских работ.
- 11 марта 2021 г. был утвержден план деятельности рабочей группы на 2021-2022 гг;
- в начале 2021 г. в Монголии зарегистрирована компания спецназначения Газопровод Союз Восток, которая проведет проектно-изыскательские работы (ПИР) и разработки ТЭО проекта строительства МГП Союз Восток.
- стать 2м экспортным маршрутом для поставок газа в Китай;
- обеспечить возможность монетизации ресурсной базы месторождений Западной Сибири за счет экспорта не только в западном, но и в восточном направлении;
- соединение газотранспортных систем (ГТС) в центральной и восточной части Сибири.