USD 93.2918

+0.04

EUR 99.5609

+0.2

Brent 88.04

-0.4

Природный газ 2.002

-0.13

8 мин
...

Арктика-2020: определены векторы развития

19-20 февраля 2020 г. в Москве прошла 5я Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» (Арктика-2020). Событие вновь объединило представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, науки и образования, а также еще раз подчеркнуло значимость вопросов, касающихся социально-экономического развития Арктики и континентального шельфа.      

Арктика-2020: определены векторы развития

Москва, 21 фев - ИА Neftegaz.RU. 19 февраля в Торгово-промышленной палате собрались спикеры и журналисты, готовые обсудить стратегию освоения АЗРФ.
Зарегистрировавшись до начала конференции, участники могли пообщаться друг с другом, ознакомиться с выставочной экспозицией и с представленными на мероприятии отраслевыми журналами — в том числе с Neftegaz.RU.
01.JPG

Конференцию открыла пленарная сессия «Устойчивое развитие арктических регионов — задачи и пути».
В своем приветственном слове исполнительный директор «Артики-2020» Т. Мордасова отметила: «Сам факт того, что конференция проводится уже 5й раз, и состав ее участников свидетельствуют о том большом интересе, который проявляют к арктической теме наше государство, наши специалисты, жители России».
02!.jpg

Первый доклад слушателям представил заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Крутиков.
Говоря об особом экономическом режиме Арктической зоны России как основе ее устойчивого развития, спикер выделил 5 главных результатов проведенной за последний год работы:
  • Правительство РФ внесло в Госдуму пакет законопроектов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктике. Он может быть принят уже в весеннюю сессию, а значит, летом этого года вся Арктическая зона России получит особый экономический режим и широкий набор налоговых преференций, который призван снизить риски и издержки, а также повысить доходы от инвестиций в арктические проекты.
  • Правительством согласованы условия инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов в Арктике. Любой инвестор, который готов вложить в Арктику не менее 300 млн руб., может получить от государства безвозвратную субсидию на строительство транспортной, энергетической или иной инфраструктуры, которая необходима для запуска нового производства. При этом размер субсидии не может превышать 20% объема частных инвестиций в проект.
  • В наименование Фонда развития Дальнего Востока теперь включена и Арктика. В этом году данный фонд сможет направить на финансирование арктических проектов до 15 млрд руб.
  • Принят и реализован ряд решений, стимулирующих поиск и освоение месторождений твердых полезных ископаемых в Арктике. В частности, на всю территорию АЗ распространился определенный порядок получения лицензии на поиск и оценку таких месторождений, а для западной Арктики в 1,5 раза снижена начальная аукционная цена права пользования недрами в целях разведки и добычи твердых полезных ископаемых. В результате, по данным Роснедр, за год объем лицензирования в Арктике месторождений твердых полезных ископаемых увеличился в 1,5 раза.
  • Правительством России утвержден план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г., который предусматривает 3 этапа: сначала преимущественно как национальной магистрали, затем как международного транспортного коридора.
05.JPG

С весьма интересным докладом выступил и член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член комитета Совета Федерации по экономической политике Ю. Важенин.
Ссылаясь на речь предыдущего спикера, он подтвердил необходимость внесения новых законодательных инициатив для выхода в Арктику, однако посетовал на то, что в арктической теме до сих пор остаются вопросы, нерешенные даже в рамках последних законопроектов:
  • Преференции касаются не всего бизнеса в целом. Упор сделан не на самый убыточный или прибыльный бизнес: добычу, СПГ и газохимию. Если сравнить данные преференции с теми, которые выдаются на добычу твердых полезных ископаемых и редкоземельных ископаемых, которые крайне необходимы для развития новейших технологий, можно обнаружить, что они абсолютно несоизмеримы.
  • Россия еще не готова осваивать Арктику с технологической точки зрения. Необходимо вкладываться в собственную науку, чтобы не быть зависимыми от импорта. На эту область тоже следует распространять преференции: в том числе на создание опытно-промышленных образцов, на испытания на полигонах в арктических условиях и т. д.
  • В последнее время тендеры все чаще выигрывает Китай, оборудование завозится из Китая. Это сильно влияет на жизненные условия коренных народов севера, которые зачастую остаются без рабочих мест. Однако если какой-либо бизнес пользуется преференциями со стороны государства на строительство и обустройство месторождений и пр. направления, то и рабочие места он должен создавать именно для российских граждан.
  • Необходима разработка международных стандартов, которые были бы юридически обязательны для выполнения всеми государствами, работающими на арктической территории.
06.JPG

Еще несколько серьезных проблем арктических регионов были озвучены в докладе председателя Комиссии Общественной палаты РФ по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам, президента Союза городов Заполярья и Крайнего Севера И. Шпектора.
Они затронули преимущественно условия жизни северян.
Это важность сноса аварийного жилья, пересмотра условий капитального ремонта жилья и разработки эффективного метода избавления от твердых бытовых отходов в целях ликвидации свалок.

07.JPG

В пленарном заседании также принял участие постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, первый заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия) А. Федотов.
Он отметил необходимость вложений в науку для освоения Арктики и открытия в регионе не только одного одобренного научного центра, а как минимум двух.
Кроме того, спикер напомнил, что в настоящее время в регионе реализуется очень важный проект — создание логистических центров — однако по-прежнему не решен вопрос о необходимом количестве транспорта для эффективной логистики в регионе.

08.JPG

Лейтмотивом пленарного заседания, конечно же, стало развитие науки и технологий, поскольку их отсутствие не позволяет полноценно осваивать АЗРФ.
Это еще раз обозначил в своем выступлении Президент Союза нефтегазопромышленников России Г. Шмаль.
По его словам, многие ученые в настоящее время говорят о появлении новой парадигмы развития нефтяной и газовой промышленности: если раньше упор был сделан на освоение крупных высокоэффективных месторождений, то сейчас таких уже нет, нужно в полной мере использовать имеющийся потенциал и браться в том числе за мелкие месторождения.
Он отметил, что в России фиксируется низкий коэффициент извлечения нефти (КИН), и это в первую очередь — следствие недостаточных вложений в науку и технологии.
03.JPG

Таким образом, участники пленарного заседания озвучили свои вопросы и предложения по созданию условий для научно-технологического продвижения и привлечения инвестиций, развитию законодательной базы, формированию современного рынка труда и жизнедеятельности в Арктике.
08-2.JPG

После небольшого перерыва гости конференции разошлись по нескольким секциям для дальнейшего обсуждения стратегии развития АЗРФ.
Одна из них освещала тему международного сотрудничества в Арктике, другая — энергетической безопасности регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Еще одна пленарная сессия была посвящена ключевым инвестиционным проектам освоения минерально-сырьевого потенциала Арктической зоны.
Здесь были проработаны такие вопросы, как риски развития проектов освоения минеральных ресурсов с вывозом из акватории Севморпути, стратегия реализации инвестиционного проекта по освоению Баимской медно-рудной зоны в Чукотском автономном округе, приоритеты в программе подготовки управленческих кадров для Арктики и др.

09.JPG

Важную тему в своем выступлении подняла и заместитель директора АНО Института ВЭБ Ю. Зворыкина.
Она рассказала о том, что традиционные механизмы, которые сейчас используются компаниями в сфере привлечения ресурсов для реализации масштабных проектов, неэффективны, и обратила внимание на зеленое финансирование проектов в Арктике.
По мнению эксперта, возможными направлениями для использования зеленых финансовых инструментов в Арктике являются:
  • проекты ликвидации накопленного экологического вреда,
  • проекты утилизации отходов,
  • проекты предприятий на основе технологий замкнутого цикла,
  • проекты развития возобновляемой энергии и энергетики с низким уровнем эмиссии CO2,
  • проекты создания инфраструктуры с использованием зеленых технологий и материалов,
  • проекты, направленные на создание рабочих мест для сотрудников выводимых из эксплуатации «грязных» предприятий (туризм, народные промыслы и др.).
10.JPG

Не менее интересный, но совершенно иной взгляд на развитие АЗРФ представил слушателям Председатель научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, академик РАН А. Гвишиани.
Рассматривая арктический регион как полигон системного анализа больших данных, он обозначил ряд арктических проектов особой важности, где наряду с Северным морским путем, освоением шельфа и СПГ отдельное место отведено Big Data Арктического региона.
В этот проект включены такие пункты, как:
  • информационный архив БоД. База данных,
  • геоинформационная система,
  • веб-портал,
  • новостной портал.
Развитие этих информационных составляющих, по мнению РАН, станет достойной интеллектуальной инвестицией.

Обсуждение данной темы частично продолжилось 20 февраля на круглом столе «Цифровизация для развития Арктической зоны России».
Участники углубились в тему цифровых технологий по развитию сетей передачи и хранения данных в регионе, а также реализации национального проекта «Цифровая экономика».

11.JPG

Академик МАС В. Козлов обратил внимание слушателей на то, что в сфере развития связи и цифровизации Россия существенно отстает от других стран, представленных в Арктике:
  • В АЗРФ крайне неудовлетворительно реализованы документы, определяющие развитие и государственную политику в регионе. Развитие современной информационно-телекоммуникационной структуры в регионе не имеет системного подхода.
  • В современных условиях невозможно развивать связь только посредством спутниковой системы. Это тормозит дальнейшее развитие региона и цифровизацию. Необходима прокладка волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), которая позволит максимально охватить все населенные пункты на побережье Арктики.
12.JPG

А. Панасов, руководитель направления продаж АО «Спутниковая система «Гонец»», в свою очередь сделал упор именно на внедрении в арктическом регионе спутниковой связи.
Он отметил, что спутниковую систему «Гонец» можно считать общенациональным достоянием: она состоит из 15 космических аппаратов и 7 станций сопряжения и имеет 100-процентное покрытие территории в РФ.
В нефтегазовой сфере эта система тоже может быть полезна: благодаря ей можно оперативно получать предупреждения о разливе нефти.
Если без системы о происшествии станет известно через неделю, то с системой сроки можно сократить и до 10 минут.
Соответственно, увеличится время на принятие решения, и будет нанесен меньший вред экологии.
Акцентируя внимание на Арктике, спикер выделил несколько пилотных зон, в которых может применяться система «Гонец»:
  • она является гарантированным каналом передачи информации в любую точку страны,
  • она обеспечивает экологическую безопасность, позволяя осуществлять мониторинг окружающей среды,
  • она обеспечивает судовую безопасность благодаря передаче телеметрии, координат, данных о техническом состоянии и др. информации.
13.JPG

Д. Владимиров, заместитель руководителя по цифровым продуктам АО ИК АСЭ Инжиниринговый дивизион ГК «Росатом» также подтвердил высокую значимость развития цифровых технологий для Арктики и отметил, что в связи с этим инжиниринговый дивизион «Росатома», занимающийся проектированием и строительством атомных станций, с недавних пор разрабатывает еще и цифровые технологии.
Эксперт привел пример цифровизации, который тоже может быть действительно полезным для Арктики.
С точки зрения строительства и инжиниринга при сооружении крупных объектов основную ценность несет цифровой двойник: если у компании есть правильные данные, то она может построить качественный цифровой двойник, который будет полностью соответствовать реальному объекту.
На стадии проектирования и эксплуатации это позволит полностью его контролировать, а также понимать, что происходит на объекте, какие в него были внесены изменения, как его строили и как его выводить из эксплуатации.

Многогранность этой и многих других тем, озвученных в рамках круглых столов, не позволила всем участникам в полном объеме представить свои идеи и инициативы.
Однако это стало хорошим поводом для продолжения обсуждения после конференции.
Таким образом, «Арктика-2020» по традиции послужила импульсом для более тесного сотрудничества представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, науки и образования в целях решения стратегической задачи раскрытия арктического потенциала.

Автор: С. Бабаева


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram