Госкомпания Японии Japan Oil, Gas and Metals National Corporation (JOGMEC) отменила свое решение о продлении заключенного с Газпром нефтью контракта геологоразведке (ГРР) на Игнялинсом участке в рамках восточносибирского Чонского проекта.
Об этом 10 июля 2015 г сообщила пресс-служба компании.
Несложно предположить, что 3 месторождения в Восточной Сибири, о которых стало известно из соглашения Газпром нефти и китайской CEFC China Energy и есть 3 месторождения Чонского проекта.
Напомним, что в июне 2012 г JOGMEC и Газпром нефть подписали соглашение о том, что будут заниматься геологическим изучением нефтяных запасов Игнялинского лицензионного участка.
JOGMEC выступала как стратегический инвестор, исполнителем стала Газпромнефть-Ангара, а гарантом сделки себя назвала Газпром нефть.
Планировалось, что все затраты по геологоразведке возьмет на себя японская сторона.
По итогам ГРР японцы были готовы выкупить до 49% доли участия в активе, оставив контрольный пакет за Газпром нефти.
Чонский проект включает в себя 3 месторождения - Игнялинское, Тымпучиканское и Вакунайское, расположенные на границе Иркутской области и республики Саха.
В Восточной Сибири на месторождениях Чонской группы и на Куюмбинском месторождении есть трещиноватые коллекторы, где нужно изучать направления трещин, их влияние на процессы выработки запасов.
По итогам проведения комплекса ГРР в 2014 г прирост извлекаемых запасов нефти на Чонском проекте составил 78,58 млн тонн (C1+C2).
Таким образом, запасы нефти увеличились на 58,9%, газа 33,8 млрд м3 (+13,8%). В результате суммарные запасы нефти на месторождениях Чонского проекта оцениваются в 212,5 млн тонн по категориям С1+С2, газа - в 278,3 млрд м3 (С1+С2).
Реализация добытого сырья предполагалась через азиатские рынки, потому транспортным маршрутом был выбран МНП ВСТО.
Одобрение сделки прошло в октябре 2012 г и до середины 2015 г отношения между компаниями внешне сохранялись стабильными - японская компания обладала приоритетным правом в процессе переговоров по проекту.
Идиллия нарушилась 6 июля 2015 г, когда Газпром нефть и CEFC China Energy заключили Меморандум о взаимопонимании, среди пунктов которого было обсуждение возможности совместной работы в том числе и на Игнялинском лицензионном участке.
Несмотря на то, что документ является всего лишь меморандумом, не имеющим строгой юридической силы, этого оказалось достаточно, чтобы японская компания отринула российского партнера.
Возможно, все не настолько очевидно - Япония поддерживает санкции Запада, запрещая своим компаниям работать в сфере нефтегазодобычи с российскими компаниями.
Китайские товарищи в последнее время стали нашими братьями.
Они не только не поддерживают санкции Запада, но и совместно с Россией , противостоят им.
Более того, в июле 2015 г госрегуляторы КНР предоставили независимым НПЗ право импортировать 7,5 млн т/год сырой нефти в рамках стратегии снижения монополии нефтяных мэйджоров в стране.
Остается выяснить - сильно ли расстроилась JOGMEC или она, как обещала, все еще намерена участвовать в проектах в России - например, Ямал СПГ?