Магистральный нефтепровод (МНП) Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка Приморского края.
МНП ВСТО обеспечивает трубопроводную транспортировку нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO.
Общая протяженность МНП ВСТО составляет 4 741 км, проект разделен на 2 сегмента - ВСТО-1 (1я очередь) и ВСТО-2 (2я очередь).
ВСТО-1 проходит по маршруту Тайшет - Сковородино по территории 3 регионов - республики Саха (Якутия), Иркутской и Амурской областей.
Протяженность участка составляет протяженность 2694 км.
ВСТО-1 был построен за 3 года и введен в эксплуатацию в 2009 г.
На начальном этапе производственная инфраструктура ВСТО-1 включала 7 НПС, пропускная способность составляла 30 млн т/год нефти.
В 2010 г. начались работы по расширению ВСТО-1 до 80 млн т/год.
В 2012 г. с вводом в эксплуатацию 5 НПС (№№12,13,16,18,20), мощность ВСТО-1 доведена до 50 млн т/год нефти.
В 2014 г., после включения в работу еще 3 НПС (№№ 11,15,19), показатель составил 58 млн т/год.
В 2018 г. в производственную инфраструктуру ВСТО-1 включены еще 3 НПС (№№ 3,6,9), пропускная способность увеличилась до 72 млн т/год.
С вводом в ноябре 2019 г. НПС №№ 2,5,7 показатель увеличился до проектных 80 млн т/год нефти.
В 2011 г. был построен отвод Сковородино - Мохэ от ВСТО-1 для поставок нефти в Китай протяженностью 64 км.
Первоначальная пропускная способность нефтепровода составляла 15 млн т/год, а в 2017 г. нефтепровод был расширен до 30 млн т/год.
ВСТО-2 проходит по маршруту Сковородино - Козьмино по территории 4 регионов - Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной и Амурской областей.
Протяженность участка составляет протяженность 2074 км.
ВСТО-2 построен за 2 года, в эксплуатацию введен в 2012 г., на 2 года раньше планового срока.
Первоначально в структуру ВСТО-2 входили 8 НПС (№№24, 27, 30, 34, 36, 38, 40, 41), пропускная мощность составляла 30 млн т/год.
К концу 2015 г. производительность ВСТО-2 была увеличена до 35 млн т/год.
В декабре 2017 г., с вводом в эксплуатацию НПС № 29 в Амурской области, показатель повысился до 36,7 млн т/год.
Тогда же началось строительство 3 новых НПС (№№23, 26 и 32) и реконструкция действующих станций.
С завершением работ по расширению системы ВСТО-2 в ноябре 2019 г., его пропускная мощность достигла проектных 50 млн т/год.
Порт Козьмино - конечная точка МНП ВСТО - был введен в эксплуатацию в 2009 г.
До запуска ВСТО-2 в 2012 г. доставка нефти от Сковородино до Козьмино осуществлялась железнодорожным транспортом.
Налив производится у 2 причалов, принимающих суда дедвейтом от 80 до 150 тыс. т для дальней транспортировки в страны АТР.
Проведенные в 2017 г. мероприятия по увеличению емкости резервуарного парка и дноуглубительные работы позволили в перспективе увеличить мощность по перевалке нефти в порту до 36 млн т/год.