Об этом сообщил Росатом.
Цеолиты - минералы или их искусственные аналоги, хорошо впитывающие воду и избирательно сорбирующие различные вещества благодаря ионному обмену.
Сразу после аварии на Фукусиме‑1 в 2011 г. клиноптилолиты (природные цеолиты вулканического происхождения) и гранулированный активированный уголь использовали для очистки радиоактивной воды.
Набитые ими 20-килограммовые мешки укладывали на пол в подвальные помещения 2х вспомогательных зданий АЭС.
Подвалы использовали как промежуточные резервуары - туда закачивали воду, которая охлаждала разрушенные активные зоны реакторов аварийных блоков.
Цеолиты впитывали воду вместе с радиоактивной взвесью из пыли и частиц.
Радиоактивность переходила в цеолиты, вода становилась чище.
Чтобы снизить радиационный фон в зданиях, на прилегающей к АЭС территории и в целом на площадке станции, мешки нужно отправить на хранение, а воду откачать для доочистки.
Но пока воду убирать нельзя - она экранирует мешки, без нее в здания нельзя заходить.
Исследование Техснабэкспорта позволит предложить концепцию безопасного обращения с радиоактивными цеолитами, чтобы перейти к планированию работ непосредственно на площадке.
Уже понятно, что работать с мешками придется дистанционно, используя роботов.
Дело осложняет то, что большинство мешков порвалось от времени и воздействия ионизирующего излучения, цеолиты рассыпались, и эту просыпь тоже нужно собрать.
У Росатома есть опыт извлечения поврежденных радиационно опасных объектов: год назад в губе Андреева со дна бассейна выдержки подняли обломки 6ти топливных сборок.
В Техснабэкспорте учтут этот опыт.
Еще 1 задание - предложить решение для контейнерного хранения высокоактивных цеолитов.
Долгосрочное промежуточное хранение - нетривиальная задача.
Из-за высокой дозы радиации в контейнерах будет проходить радиолиз воды, которую впитали цеолиты, и образовываться водород.
Если его концентрация превысит 4 %, вырастет риск пожара и взрывоопасных инцидентов.
Помимо этого, в контейнерах будут идти коррозионные процессы.
В проекте участвуют еще НИКИЭТ и ИРМ.
У команды есть гипотетические решения, но ими пока не делятся.
За задачи, поставленные TEPCO, взялись несколько компаний.
Результаты их исследований и предложения по извлечению и хранению цеолитов должны быть у заказчика к концу февраля 2021 г., он выберет наиболее безопасные и экономически эффективные варианты для детальной проработки.
В рамках ликвидации последствий аварии на АЭС Фукусима‑1 Техснабэкспорт работает с разными японскими компаниями с 2014 г.
В 2017 г. Техснабэкспорт организовал рабочую поездку в Японию российских технических экспертов в области обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), радиоактивными отходами и вывода АЭС из эксплуатации.
Интенсивное сотрудничество с TEPСO началось лишь в 2018 г., хотя благодаря поставкам обогащенной урановой продукции компании знакомы более 20 лет.
Исследования по цеолитам - 1й контракт в области ликвидации последствий аварии на АЭС Фукусима‑1, заключенный напрямую с TEPСO.
У Техснабэкспорта ушло порядка 5ти лет, чтобы подтвердить уровень компетенций в решениях уникальных задач на АЭС Фукусима.
Представители Техснабэкспорта приглашали японских коллег в Россию, демонстрировали опыт выполнения похожих работ, вели консультации, прорабатывали концепции для решения различных задач, выполнили серию небольших научно-исследовательских контрактов.
Авария на АЭС Фукусима-1 произошла в марте 2011 г., когда удар цунами вывел из строя системы энергоснабжения и охлаждения станции.
В результате ядерное топливо в реакторах 3х энергоблоков расплавилось и прожгло их защитные корпуса.
Произошли выбросы большого объема радиоактивных веществ, значительная часть которых попала в океан и в почву окружающих АЭС регионов Японии.
Вывод АЭС из эксплуатации займет 30-40 лет.
На данный момент перед Японией особо остро стоит вопрос утилизации радиоактивной воды из резервуаров Фукусимы.
Ряд стран им рыболовная промышленность Японии выступают против сброса воды в море.
К лету 2022 г. резервуары полностью заполнятся, т.к. в них продолжает скапливаться радиоактивная вода, которую постоянно закачивают внутрь поврежденных реакторов для их охлаждения, а также грунтовые воды, которые вступали в контакт с расплавленным топливом.
Автор: А. Чижевский