Тезисы В. Алекперова:
- Вследствие санкций в переработке произошло резкое снижение объемов отгрузки мазута и, как следствие, образование его избытка в нефтехранилищах.
- Заполнение хранилищ может привести к остановке НПЗ и снижению производства топлива.
- Предлагается:
В 2021 г. ЛУКОЙЛ переработал около 43 млн т/год нефти.
Трудности с логистикой и оплатой поставок осложнили поставки мазута из РФ - в марте 2022 г. его экспорт снизился в 1,5 раза по сравнению с февралем.
Невостребованными остались около 1,5 млн т, что, очевидно, привело к заполнению доступных нефтехранилищ.
Резервуарный парк на НПЗ и нефтебазах достаточно ограничен.
Кроме того, для хранения мазута подходят не все резервуары, тк требуется использование подогревателей и дополнительной теплоизоляции.
Мазут является остаточным продуктом переработки нефти, снизить его выпуск без общего снижения загрузки НПЗ невозможно.
Т.е. при дальнейшем ограничении поставок НПЗ будут вынуждены снижать загрузку и выпуск в тч товарных нефтепродуктов.
Увеличение глубины переработки нефти в России
Ранее российские ВИНКи вроде бы озаботились снижением выпуска мазута с целью увеличения глубины переработки нефти.От М100 хотели отказаться вовсе.
Но случилось неожиданное.
Введенные санкции США против Венесуэлы вынудили американцев искать замену высоковязкой нефти PdVSA.
Идеально подошла нефть сорта Urals.
Санкций против России тогда не было, и в США хлынул танкерный поток российской нефти.
А российский мазут американцы стали докупать, чтобы при смешивании с легкой (сланцевой нефтью) получить компонентный состав, подходящий для технологических установок НПЗ США.
Сланцевую нефть в США в промышленных масштабах техасские ковбои начали добывать относительно недавно, поэтому все НПЗ США настроены на традиционную, более тяжелую и вязкую нефть.
8 марта 2022 г. Д. Байден отказался от российской нефти и мазута.
Отказавшись от российской нефти и мазута, американцы сами в ступоре, они даже в Венесуэлу обратились за помощью, но пока там неясная ситуация.
А с мазутом в России случилась очевидная проблема переизбытка.
Теоретически, это хорошо, поскольку заставит ВИНКи выпускать продукцию с большей добавочной стоимостью.
Весь вопрос, когда?
ТЭЦ и мазут
Перевод ТЭЦ на мазут является для энергетиков вынужденной мерой: обычно его используют только в случае, если есть перебои с поставками газа или лимиты его потребления исчерпаны.По правилам энергорынка, генерирующие компании должны использовать наиболее дешевый вид топлива из доступного, и, как правило, им является газ.
В 2020 г., согласно отчету Минэнерго, на мазут приходилось всего 2% от общего потребления ТЭС (около 5,85 млн т/год).
Производство мазута в РФ по итогам 2021 г. составило более 40 млн т/год.
При этом, значительная его часть - топочный мазут с высоким содержанием серы, что ограничивает его использование для бункеровки морских судов и дальнейшей переработки.
Основное направление его использования - топливо для электро- и теплогенерации, где он вынужден конкурировать с более дешевым углем.
Исторически около 80% производимого мазута экспортировалось из РФ, но существенный рост цен привел к снижению его конкурентоспособности: по итогам марта средняя европейская цена превысила 600 долл. США/т (в 2021 г. — 400 долл. США/т).
Для сравнения, средняя цена угля - основное топливо в 2021 г. на Хабаровской ТЭЦ-3 - составила около 4 тыс. руб./т, мазута - 28,5 тыс. руб./т.
При этом из-за увеличения использования мазута на ТЭЦ у ВИНКов вырастут платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Снижение «экологических» платежей
С 1 января 2012 г действует Постановление Правительства РФ «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания ПНГ на факельных установках», согласно которому компании обязаны утилизировать 95% ПНГ, например, для переработки или закачки в пласт.Попутный нефтяной газ (ПНГ) - сырье для производства СУГ, но на фоне санкций зарубежные трейдеры стали отказываться и от этих поставок, что создало проблему утилизации ПНГ.
Отказ от отмены штрафов за НВОС грозит нефтегазу страны дополнительными многомиллиардными платежами.
Перед государством может встать выбор:
- кратное снижение платы за выбросы от сжигания ПНГ с увеличением этих выбросов и рисками по снижению загрузки НПЗ,
- потенциальный дефицит бензина на внутреннем рынке.
Оно предлагает компаниям другое решение - пересчитать валовые выбросы, отразив в них увеличение использования мазута, и, хотя плата за НВОС увеличится, в пределах пересчитанных квот не будут применяться повышающие коэффициенты.
Более того, в Минприроде сейчас обсуждается проект федерального закона о штрафах за выбросы парниковых газов.
Ужесточать или не ужесточать?
В ЛУКОЙЛе и Минприроды не дали комментариев, в Минэнерго сообщили о проработке вопроса.