USD 99.943

-0.05

EUR 105.4606

-0.25

Brent 73.2

-0.1

Природный газ 2.973

0

6 мин
...

П. Сорокин в Госдуме: Правительство РФ приняло решение запретить экспорт бензина в сентябре-октябре 2024 г.

По дизельному топливу такой меры не требуется.

П. Сорокин в Госдуме: Правительство РФ приняло решение запретить экспорт бензина в сентябре-октябре 2024 г.

Источник: Госдума РФ

Москва, 31 июл - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ приняло решение запретить экспорт бензина в сентябре-октябре 2024 г., по дизельному топливу такой меры не требуется.
Об этом сообщил первый замглавы Минэнерго РФ П. Сорокин в Госдуме.

Продление эмбарго

31 июля 2024 г. в Госдуме прошло совместное заседание профильных комитетов Госдумы (по энергетике, по контролю, по аграрным вопросам, по транспорту, по экономической политике и по защите конкуренции) по вопросу о ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов.
На заседание был приглашен с докладом П. Сорокин.

Тезисы от П. Сорокина:
  • для того, чтобы избежать любых проблем в эти месяцы, снятия запрета на экспорт в августе не будет,
  • т.е. в августе будет запрет на экспорт бензина,
  • также принято принципиальное решение на сентябрь-октябрь, что экспорт будет ограничен для того, чтобы подстраховаться,
  • по дизелю таких мер сейчас не требуется,
  • однако будем работать над тем, чтобы над ограничить потенциал для вывоза дизеля непроизводителями даже на территории Таможенного союза и ЕАЭС,
  • эта работа будет продолжена.

Вопросы эмбарго

Эмбарго на экспорт бензина и дизельного топлива вводилось осенью 2023 г. для стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива и постепенно ослаблялось и корректировалось в зависимости от сложившихся условий:
  • по бензину:
    • запрет на экспорт в 2023 г. действовал с 21 сентября по 17 ноября, в 2024 г. запрет был восстановлен на период с 1 марта по 31 августа,
    • в период с 20 мая по 31 июля запрет был ослаблен - было дано исключение для производителей чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства;
  • по дизтопливу эмбарго ослаблялось постепенно:
    • 5 октября 2023 г. - был разрешен экспорт дизельного топлива по трубопроводам для тех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% произведенного дизеля,
    • 22 ноября 2023 г. - отменен запрет на экспорт летнего дизельного топлива,
    • 22 марта 2024 г. - снят запрет на экспорт зимнего дизеля.

На август 2024 г. запрет на экспорт бензина из России будет восстановлен в полном объеме, т.е. исключение для производителей предоставляться не будет.
17 июля РБК со ссылкой на письмо П. Сорокина вице-премьеру А. Новаку РБК писал, что Минэнерго РФ предлагает продлить временный запрет на экспорт бензина для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в осенний период.
Действие временного запрета предлагается продлить до конца 2024 г. - на сентябрь-октябрь в полном объеме, на ноябрь-декабрь - только для непроизводителей.
Министерство полагает, что продление запрета на экспорт позволит не допустить ухудшения ситуации на внутреннем рынке моторного топлива в условиях планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ и сохраняющегося сезонного спроса в осенний период.

По дизельному топливу сообщения о возможном восстановлении эмбарго начали появляться в середине июня 2024 г.
Так, Ведомости писали, что правительство РФ вернулись к обсуждению возможности восстановления временного запрета на экспорт дизельного топлива, которое будет касаться только непроизводителей, эту инициативу поддержала ФАС.
24 июля Ъ писал, что правительство РФ думает о подобном запрете в случае обострения ценовой ситуации.
На следующий день А. Новак сообщил, что пока запрещать экспорт дизтоплива, в т.ч. зимнего, правительство не планирует.

Что с ценами?

Также П. Сорокин прокомментировал ситуацию с ценами на бензин.
Основные проблемы пришлись на бензин АИ-95, цены на который на бирже с начала июля неоднократно обновляли рекорды.
По данным СПбМТСБ, 30 июля 2024 г. по общероссийскому индексу бензин АИ-95 подорожал на 0,25%, до 72 248 руб./л, а с начала июля рост цен составил 12,68%.
На розничные цены ситуация на бирже пока не транслировалась, но маржинальность розничных продаж ушла в минус.
По словам П. Сорокина, всплеск цен на АИ-95 был временным и его удалось подавить благодаря принятым правительством мерам, рост цен на АЗС останется ниже инфляции.

Тезисы от П. Сорокина:
  • внутренний рынок обеспечен бензином и дизельным топливом, цены на них в розничном сегменте остаются стабильными,
  • сейчас цены на АЗС как на 92й, так и на 95й растут примерно на 3-3,3%, на дизтопливо - на 2,5% при инфляции в 4,9%, т.е. существенно ниже инфляции,
  • на заправках ситуация абсолютно стабильная, и у нас здесь нет сомнений, что так оно и останется,
  • цена на 92й бензин на бирже сейчас ниже среднего уровня за 2023 г., а маржинальность но нему и дизтопливу находится на очень хорошем уровне,
  • естественно, надо смотреть на такие вещи, а не в моменте на один день,
  • по 95му бензину, действительно, в июле произошел всплеск оптовых цен,
  • на данный момент, в течение последней недели, благодаря принятым мерам, удалось данный всплеск подавить.

Ситуация управляема

Первый зампред комитета Госдумы по энергетике П. Завальный отметил, что в целом ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема, но требуется донастройка ряда механизмов регулирования.
В т.ч. речь идет о поддержке программ модернизации НПЗ и сохранении доходности переработки.

Тезисы от П. Завального:
  • нефтепереработка как сегмент нефтяной отрасли развивается достаточно динамично,
  • глубина переработки за счет модернизации НПЗ значительно выросла и составляет 86% с тенденцией к росту,
  • причем производятся нефтепродукты высоких экологических классов, в объемах, достаточных для обеспечения и внутреннего рынка, и экспорта,
  • модернизация будет продолжена,
  • важно обеспечить компаниям механизмы поддержки программ модернизации, сохранение доходности переработки, в т.ч. при производстве нефтепродуктов для внутреннего рынка,
  • при этом, при наличии достаточных объемов производства и запасов топлива, на внутреннем рынке периодически случаются кризисы как с ценами на нефтепродукты, так и с объемами их предложения и спроса,
  • это указывает на необходимость более глубокой и тонкой донастройки регулирования и нормативной базы отрасли, в т.ч. для обеспечения своевременной доставки нефтепродуктов до потребителя с учетом сезонности роста потребления.

Стабильность на топливном рынке обеспечивается восстановлением объемов переработки и высоким уровнем запасов бензина и дизельного топлива.
Так, объемы среднесуточной переработки на сегодня, после завершения внеплановых ремонтов НПЗ, атакованных беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) в начале 2024 г., на 4% выше уровня июля 2023 г.
Ожидаемый выход из ремонта еще 2 заводов (Астраханского ГПЗ и Сургутского ЗСК) даст прирост этого показателя.

П. Сорокин отметил, что временные локальные проблемы с отгрузками нефтепродуктов по железной дороге Минэнерго, Минтрансу и РЖД удалось решить, ведется мониторинг ситуации с целью недопущения затоваривания НПЗ и снижения производства нефтепродуктов.
Минэнерго РФ считает важным сохранение текущего приоритета перевозок нефтепродуктов по ж/д для внутреннего рынка.
Одной из причин беспокойства рынка являются риски повторения ситуации осени и зимы 2023 г., когда проблема вывоза нефтепродуктов с НПЗ была одной из основных причин разгрузки заводов и снижения предложения моторного топлива на внутреннем рынке.
Сейчас ситуацию удается удерживать благодаря ручной работе, но в связи с летним сезоном она опять ухудшается.
Минэнерго РФ считает необходимым на бессрочной основе закрепить приоритетность перевозки и погрузки/разгрузки нефтеналивных грузов и нефтехимической продукции на уровне 3й группы для недопущения проблем в будущем.

В свою очередь, П. Завальный указал на необходимость совместной работы профильных силовых структур и законодателей по усилению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры.
Увеличение количества атак БПЛА на НПЗ с начала 2024 г. подтвердило своевременность этой работы и необходимость ее продолжения в тесном взаимодействии с профильными органами исполнительной власти и силовыми структурами.
Приняты изменения в закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и в закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», которые наделяют подразделения, обеспечивающие физическую защиту категорированных объектов ТЭК, и подразделения транспортной безопасности правом противодействия беспилотным аппаратам.
Сейчас готовится к внесению законопроект, который наделит корпоративные службы безопасности компаний ТЭК правом использования РЭБ для воздействия на бортовые приемники сигналов систем навигации БПЛА.

Новости СМИ2




Материалы по теме

Все материалы

Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram