Также документ корректирует среднюю цену экспортной альтернативы для автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, для расчета демпфирующей составляющей налогового вычета сумм акциза на нефтяное сырье.
Еще одним нововведением стал налоговый кредит компаниям, добывающим углеводороды на п-ве Ямал.
Документ подготовлен в рамках исполнения поручения В. Путина по итогам совещания с членами правительства 11 января 2023 г.
Согласно поручению, правительство должно представить предложения по уточнению методики определения цен на нефть и нефтепродукты для целей налогообложения, чтобы минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета.
Бюджет РФ на 2023 г. сверстан исходя из прогноза цены Urals в размере 70,1 долл. США/барр., однако учитываемый Минфином РФ уровень цен гораздо ниже - 49,48 долл. США/барр. в январе 2023 г., что приводит к значительному объему выпадающих доходов бюджета.
Правительство РФ внесло законопроект в Госдуму 11 февраля 2023 г.
Госдума приняла законопроект 16 февраля, Совфед - 22 февраля.
Подписанный В. Путиным федеральный закон № 36-ФЗ от 23 февраля 2023 г. «О внесении изменений в ч.2 НК РФ» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Urals для НДД и НДПИ
Закон ограничивает разницу среднего за налоговый период уровня цен на нефть сорта Urals по отношению к показателю ЦНСД при расчете НДПИ и НДД, начиная с апреля 2023 г.:- с 1 по 30 апреля 2023 г. - 34 долл. США/барр.,
- с 1 по 31 мая 2023 г. - 31 долл. США/барр.,
- с 1 по 30 июня 2023 г. - 28 долл. США/барр.,
- с 1 июля 2023 г. - 25 долл. США/барр.
Напомним, что ЦНСД - средний за налоговый период уровень цен нефти North Sea Dated на рынке Северного моря, публикуемых международным ценовым агентством Argus Media.
В свою очередь, North Sea Dated рассчитывается Argus Media на основе цен на 5 сортов нефти: Брент, Фортиз, Осеберг, Экофиск и Тролль (BFOET).
Согласно подписанному закону, если цена на нефть Urals окажется ниже ЦНСД более чем на указанную для данного периода величину, то для целей налогообложения будет использоваться не цена Urals, а ЦНСД минус утвержденная разница для этого периода.
Минфин РФ ранее пояснял, что для расчета налогов предлагается применять цены нефти Urals в фактическом размере, но они при этом должны быть не ниже цены Brent минус установленный размер дисконта.
Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent, по мнению министерства, позволит нефтяным компаниям адаптироваться к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals.
Хотя как такового «нового порядка» расчета налогов в нефтегазовом секторе введено не было.
В российском налоговом законодательстве по-прежнему используются доллары США и методика Argus, данные которой сейчас являются расчетными.
Данные Минфина РФ по средней цене Urals по-прежнему базируются на котировках CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta) от Argus.
Физических поставок CIF российской нефти в эти европейские порты сейчас нет в связи с вступлением в силу 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС.
В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
Этот показатель сейчас сильно искажен в связи в выстраиванием новых логистических цепочек и резким удлинением транспортного плеча для нефти Urals, поставляемой из портов на Западе Росси до новых рынков сбыта в Азиатском регионе.
Никаких подвижек в разработке российских индикаторов для нужд налогообложения или российского бенчмарка до сих пор нет.
Выше ценовой дифференциал в демпфере!
Законом предусмотрена корректировка формулы расчета демпфирующих надбавок за поставку на внутренний рынок бензина и дизельного топлива.Ценовой дифференциал для расчета демпфера на бензин увеличивается, а также вводится ценовой дифференциал при расчете демпфера по дизельному топливу, что должно привести к уменьшению бюджетных трат на выплату нефтяным компаниям по демпферу.
Согласно новой формуле:
- с 1 апреля 2023 г. будет повышено максимальное значение понижательного коэффициента (дисконта в цене Urals относительно Brent), используемого для расчета индикативной экспортной цены бензина - со 146 долл. США/т до 182,5 долл. США/т (или с 20 долл. США/барр. до 25 долл. США/барр.);
- также будет введен аналогичный понижательный коэффициент для расчета индикативной экспортной цены дизельного топлива, ограничив его на уровне 73 долл. США/т (или 10 долл. США/барр.).
Демпфирующий механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 г. для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке.
Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена законодательно).
Если эта разница положительная, а экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство платит нефтяным компаниям часть этой разницы, если разница отрицательная - производители делятся с государством частью своей прибыли от внутренних продаж топлива.
С 1 сентября 2022 г. начал действовать скорректированный демпфер по бензинам, так, чтобы он мог позволять учитывать скидку на российскую нефть Urals на мировых рынках при расчете размера выплат.
В ноябре 2022 г. В. Путин подписал закон, увеличивающий налоговую нагрузку на нефтяную отрасль, в частности учет ценовой скидки при определении демпфера на автомобильный бензин был сохранен до конца 2025 г.
Налоговый кредит на Ямале
Закон также предполагает предоставление налогового кредита компаниям, добывающим углеводороды на п-ве Ямал, путем применения налогового вычета по НДПИ.Налоговый кредит предназначается для обеспечения финансирования строительства дополнительной товаропроводной инфраструктуры для транспортировки жидких углеводородов, добываемых на территории п-ва Ямал.
Претендовать на налоговый кредит может налогоплательщик, участвующий в реализации проектов разработки залежей углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично западнее 68о в.д. в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, начальные извлекаемые запасы природного газа на каждом из которых составляют 1,5 трлн м3 и более.
Под эти требования подходит Газпром нефть, которая ведет разработку неоком-юрских залежей Харасавэйского и Бованенковского месторождений Газпрома в рамках долгосрочных рисковых операторских договоров (ДРОД).
Согласно закону, в налоговых периодах, начало которых приходится на период с 1 апреля 2023 г. по 31 марта 2029 г., применяется налоговый вычет по НДПИ в размере 1,111 млрд руб. на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, относящихся к объектам дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимым для реализации проекта.
Налоговый вычет должен быть возвращен в бюджетную систему РФ в период с 1 апреля 2029 г. по 31 марта 2035 г. в размере, равном сумме величины полученного налогового вычета из НДПИ и величины индексации в размере 9% годовых.
Установлены ограничения по применению налогового вычета:
- если уровень цен нефти сорта Urals в налоговом периоде окажется менее или равным уровню базовой цене на нефть,
- если уровень цен окажется выше базовой цены, увеличенной на 27,55 долл. США/барр.
Автор: А. Хасанова, Е. Алифирова