Об этом сообщается в сообщении на сайте ЕК.
Предложенный пакет мер призван помочь в решении проблемы высоких цен на газ в ЕС и обеспечения бесперебойных поставок в предстоящий осенне-зимний период (ОЗП).
Пакет мер ЕК, как и ожидалось, включает совместные закупки газа, механизм ограничения цен на ключевом для европейского газового рынка нидерландском хабе TTF, новые мер по использованию инфраструктуры и солидарности между странами ЕС, а также меры по снижению спроса на газ.
Пакет мер содержит следующие 5 ключевых элементов:
- объединение спроса ЕС и совместная закупка газа для получения более выгодных цен и снижения риска того, что станы ЕС будут конкурировать друг с другом за поставки газа,
- продолжение работы по созданию нового ориентира цен на сжиженный природный газ (СПГ) к марту 2023 г.,
- механизм коррекции цен для установления динамического ценового предела для сделок на хабе TTF, а также временного предела или коридора цен для предотвращения резких скачков цен на рынках деривативов,
- введение работающих по умолчанию правил солидарности между странами ЕС в случае нехватки поставок, которые распространят обязательства по солидарности на страны ЕС, не имеющие прямого подключения к трубопроводу, включая также те, у которых есть объекты СПГ,
- создание механизма распределения газа для стран ЕС, пострадавших от чрезвычайной ситуации с газоснабжением.
Совместная закупка
ЕК отмечает, что страны ЕС добились высокого - более 92% - уровня заполнения подземных хранилищ газа (ПХГ) перед началом ОЗП.Одновременно ЕК видит необходимость в подготовке к возможным сбоям поставок и создании основы для прохождения следующего ОЗП.
В связи с этим предлагается ввести в ЕС новые правовые инструменты для совместной закупки газа.
ЕК предлагает обязательное участие компаний-покупателей газа из стран ЕС в агрегировании спроса для удовлетворения не менее 15% их целевых показателей заполнения хранилищ.
Компаниям будет разрешено сформировать европейский консорциум по закупке газа, в соответствии с правилами конкуренции ЕС.
Ожидается, что совместные закупки помогут экономически менее сильным странам ЕС и компаниям, которые находятся в менее благоприятном положении как покупатели, получить доступ к объемам газа на лучших условиях.
Регламент также включает положения по повышению прозрачности запланированных и завершенных закупок газа для оценки того, достигаются ли цели безопасности поставок и энергетической солидарности.
ЕК считает необходимым, чтобы ей предоставлялись сведения перед заключением любой закупки газа или меморандума о взаимопонимании в объеме более 5 ТВтч (чуть более 500 млн м3), чтобы она могла дать рекомендацию в случае потенциально негативного воздействия на функционирование совместных закупок, внутреннюю рынок, безопасность поставок или энергетическая солидарность.
Борьба с высокими биржевыми ценами на газ
В настоящее время оптовые цены снизились с пика лета 2022 г., но они остаются неприемлемо высокими.По аналогии с мерами по смягчению воздействия высоких цен на электроэнергию и перераспределению чрезмерной прибыли энергетического сектора, ЕК планирует более целенаправленное вмешательство в рыночные цены на газ.
Многие газовые контракты в Европе индексируются на TTF, которая не точно отражает цену сделок с СПГ в ЕС.
Поэтому ЕК совместно с Европейским агентством по сотрудничеству регулирующих органов в области энергетики (Agency for the Cooperation of Energy Regulators, ACER) разрабатывает новый дополнительный ценовой эталон для решения этой системной проблемы.
Новый бенчмарк, который планируется создать к марту 2023 г., обеспечит стабильное и предсказуемое ценообразование при сделках с СПГ.
ЕК поручит ACER создать объективный инструмент ежедневной оценки цен, а затем эталонный показатель, который могли бы использовать операторы энергетического рынка для индексации цены в своих газовых контрактах.
Пока этот ориентир разрабатывается, ЕК предлагает внедрить механизм ограничения цен на TTF, который будет запускаться при необходимости.
Механизм корректировки цен установит на временной основе динамический предел цены для сделок на TTF, транзакции по цене выше динамического лимита будут отсекаться, что должно помочь избежать чрезмерной волатильности и завышенных цен.
Кроме того, ЕК предлагает ввести новый временный порог внутридневных скачков цен, который будет установлен биржами деривативов ЕС, что защитит энергетических операторов от значительных внутридневных колебаний цен.
Солидарность и сокращение спроса
ЕК внимательно следит за мерами по сокращению спроса на газ и, по предварительным данным на основе отчетов стран ЕС, в августе и сентябре потребление газа в ЕС было примерно на 15% ниже, чем в среднем за предыдущие 5 лет, но подобные усилия потребуются каждый месяц до марта 2023 г.Страны ЕС будут каждые 2 месяца отчитываться о своем прогрессе.
ЕК готова активировать предупреждение о ЧС в газоснабжении на уровне ЕС или пересмотреть такие цели, если текущие меры окажутся недостаточными.
Чтобы повысить готовность к возможным чрезвычайным ситуациям, ЕК также предлагает меры, позволяющие странам ЕС еще сильнее сократить второстепенное потребление и обеспечить поставку газа основным службам и отраслям, а также распространить меры солидарности на критические объемы газа для производства электроэнергии.
Поскольку не все ЕС заключили необходимые двусторонние соглашения о солидарности, ЕК предлагает установить такие правила по умолчанию.
По мнению ЕК, это гарантирует, что любая страна ЕС, столкнувшееся с чрезвычайной ситуацией, получит газ от других стран ЕС в обмен на справедливую компенсацию.
Обязательство по обеспечению солидарности будет распространено на страны ЕС, имеющие инфраструктуру для приема СПГ, но не связанные трубопроводами с другими странами, при условии, что газ может транспортироваться в страну ЕС, где он необходим.
Для оптимизации использования СПГ и трубопроводной инфраструктуры ЕК предлагает новые инструменты для предоставления информации об имеющихся мощностях, а также новые механизмы для обеспечения того, чтобы мощности не резервировались и не использовались операторами рынка.
Ожидаемый эффект и другие меры
ЕК рассчитывает, что в сочетании с уже согласованными мерами по сокращению спроса на газ и электроэнергию, хранению газа и перераспределению избыточной прибыли энергетического сектора, эти шаги повысят стабильность на европейских газовых рынках в предстоящий ОЗП и в последующий период.Эти меры также помогут смягчить ценовое давление на европейскую промышленность и домохозяйства, обеспечивая при этом надежность поставок и стабильную работу внутреннего рынка.
ЕК заверила, что продолжит свою работу в других областях, включая пересмотр Временных кризисных рамок государственной помощи в конце октября и дальнейшую разработку способов ограничения влияния высоких цен на газ на цены на электроэнергию.
Кроме того, ЕК проведет оценку потребностей в плане энергетических реформ REPowerEU, чтобы ускорить переход к чистой энергии и избежать фрагментации на едином рынке, с целью внесения предложений по увеличению финансирования для REPowerEU.
Комиссия также предлагает целевое гибкое использование финансирования из Фонда сплочения ЕС (Cohesion fund, CF) для преодоления последствий текущего энергетического кризиса, используя до 10% от общего объема национальных ассигнований на 2014-2020 гг. в объеме около 40 млрд евро.
Ожидается, что план ЕК по выходу из энергетического кризиса будет обсуждаться на саммите ЕС 20-21 октября.
Затем 25 октября в Люксембурге министры энергетики государств ЕС будут консультироваться по дальнейшим деталям.
Предложенный пакет мер указывает на то, что ЕК нацелена на усиление своей роли в регулировании европейского газового рынка.
Несмотря на то, что ЕК исключила из предложенного пакета мер самый спорный момент, заключающийся в установлении потолка цен на газ, другие механизмы могут вызвать недовольство со стороны стран ЕС.
Фактически, предложения ЕК ставят под вопрос заключенные долгосрочные контракты на поставку газа в ЕС, что может вызвать недовольство в той же Венгрии в связи с потенциальным влиянием на заключенные MVM в 2021 г. долгосрочные контракты на поставки российского газа.
Также вопросы могут возникнуть у Испании и Португалии, располагающих значительными мощностями регазификационных терминалов и по хранению СПГ, которые в случае принятия предложенного пакета, придется участвовать в механизмах газовой солидарности ЕС.
С другой стороны, предложения ЕК могут вызвать негативную реакцию у поставщиков газа, в т.ч. поставщиков СПГ.
Установление отдельного бенчмарка для СПГ и отказ от хаба TTF как от ценового ориентира, можно рассматривать как попытку разделения ценообразования для СПГ и на трубопроводный газ с прицелом на ограничение цен на последний.
Основным поставщиком трубопроводного газа в ЕС на данный момент является Норвегия, опередившая Россию после проблем на магистральных газопроводах (МГП) Северный поток и Ямал - Европа, а также после отказа украинской стороны от приема российского газа через одну из 2 предусмотренных контрактом ГИС.
С Норвегией власти ЕС уже несколько месяцев ведут переговоры о снижении цен, пока без особого результата, но с учетом высокой степени зависимости Норвегии от экспорта трубопроводного газа в ЕС, вероятность успеха не 0вая.
Недовольство может возникнуть и у поставщиков СПГ с учетом заявления главы ЕК У. фон дер Ляйен о том, что этой зимой ЕС введет временный механизм ограничения завышенных цен, чтобы СПГ торговался по более справедливой цене.