Об этом сообщил Bloomberg со ссылкой на источники.
ЕК предложила ввести запрет на российскую нефть, доставляемую по морю, и отложить введение ограничений на импорт по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба.
Это позволит удовлетворить возражения Венгрии и договориться по застопорившемуся пакету санкций.
Ранее Венгрия предлагала именно такой вариант нефтяного эмбарго.
Венгрия выхода к морю не имеет, 65% необходимой ей нефти получает из России по МНП Дружба, альтернативного маршрута, который мог бы поставить нужный объем нефти, нет.
Предложение ЕК:
- даст Венгрии время для поиска технического решения, удовлетворяющего ее энергетические потребности;
- позволит решить проблемы других стран, не имеющих выхода к морю, включая Словакию и Чехию.
- страны ЕС постепенно прекратят импорт нефти, поставляемой из России по морю, через 6 месяцев,
- импорт нефтепродуктов будет постепенно сведен к 0 через 8 месяцев,
- поставки нефти по МНП Дружба будут сохранены, но реэкспорт нефти, поставляемой по трубопроводу, в другие страны ЕС или третьи страны будет ограничен,
- Болгария получит переходный период до июня или декабря 2024 г.,
- Хорватии будет предоставлено исключение, чтобы она могла импортировать вакуумный газойль.
Для сравнения, морские поставки составили 1,57 млн барр./сутки из балтийских, черноморских и арктических портов.
Основная часть поставок по МНП Дружба приходится на Германию и Польшу, которые дали понять, что откажутся от поставок из России независимо от действий ЕС.
Таким образом, проект нефтяного эмбарго ЕК затрагивает значительный объем российских поставок в европейском направлении.
Но о полном эмбарго речи не идет, а большое число исключений и отсрочек делают эффект от ожидаемого уже почти 2 месяца 6го пакета санкций ЕС не таким значительным.
Это может не устроить страны ЕС, занимающих жесткую антироссийскую позицию, например, ту же Польшу и Литву.
Тогда затянувшийся процесс обсуждения 6го пакета санкций ЕС может выйти на новый виток, но блокировать его введение будет не Венгрия, а другие страны.
В случае принятия предложенного ЕК проекта, следует ожидать дальнейшего роста цен и появления на европейском рынке новых сортов нефти - вроде латвийской или туркменской смеси.
Для России длительный переходный период дает время для продолжение перестройки логистики в азиатском направлении.