Об этом заявил замминистра энергетики РФ П. Сорокин, комментируя предложение главы Независимого топливного союза (НТС) П. Баженова об отмене демпфера.
Тезисы от П. Сорокина:
- демпфер показал себя как эффективный механизм по сдерживанию темпов роста цен на АЗС, который в течение последних нескольких лет успешно достигал своей задачи,
- одним из приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка,
- его отмена лишит рынок защитного механизма,
- мы считаем, что категорически нельзя даже обсуждать отмену данного механизма, потому что это может привести к непоправимым последствиям для рынка,
- в настоящее время правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые срочные меры реагирования на рост оптовых цен,
- в частности, скорректирован демпферный механизм в пользу увеличения выплат нефтяникам, он заработает с 1 мая,
- также увеличены нормативы продаж на бирже,
- корректировки, которые будут внесены с 1 мая, позволяют донастроить демпфер до соответствия текущей ситуации на рынке,
- ситуация с ценами на бензин и дизельное топливо стабилизировалась на биржевых торгах с 10 марта, а рост цены на АЗС идет в пределах инфляции,
- принятых правительством мер по корректировке демпфера и по увеличению минимальных объемов продаж топлива на бирже достаточно для сохранения стабильной ситуации,
- Минэнерго РФ продолжает мониторинг на предмет дополнительных действий в случае необходимости.
НТС объединяет владельцев независимых сетей автозаправочных станций (АЗС).
Это тот самый малый и средний бизнес нефтегаза страны, который сильно зависит от цен на ГСМ.
В марте 2020 г. уже задавал вопросы М. Мишустину.
Ныне, как и летом 2020 г. НТС утверждает, что демпфер, введенный с целью сглаживать воздействие внешней конъюнктуры на цены внутреннего рынка, не выполняет своего предназначения.
Известия со ссылкой на письмо П. Баженова премьер-министру РФ М. Мишустину ныне сообщили, что НТС предложил ряд мер для стабилизации ситуации на топливном рынке, в т.ч.:
- снижение акциза на бензин и дизельное топливо 5го экологического класса,
- отмена демпфера,
- увеличение норматива обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% по дизельному топливу,
- сохранение налоговых льгот только выполняющим норматив компаниям.
Демпфирующий механизм:
- введен властями с 1 января 2019 г. после резкого скачка цен на топливо в РФ весной 2018 г;
- предназначен для сдерживания стоимости топлива на внутреннем рынке при колебаниях цены на нефть;
- компенсирует нефтегазовым компаниям из госбюджета до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.
В 2019 г. Н. Маганов заявил, что Татнефть считает необходимым донастроить формулу демпфирующего механизма так, чтобы нефтяникам не пришлось платить повышенные акцизы, когда демпфер становится отрицательным.
Тогда за первые 2 месяца 2019 г. компании вместо компенсации доплачивали правительству, поскольку была низкая разницы между ценой продажи нефти и нефтепродуктов в Европе, что входит в формулу демпфера.
В феврале 2021 г. стало известно, что Минфин после переговоров 28 января 2021 г. с нефтегазовым бизнесом согласился внести корректировку в демпфирующий механизм.
Автор: А. Чижевский