USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 86.93

+0.08

Природный газ 1.744

+0.01

3 мин
...

Госдума 28 ноября 2023 г. рассмотрит принцип «бери или плати» для долгосрочных поставок газа

Законопроект важен для реализации проектов газопереработки и газохимии.

Госдума 28 ноября 2023 г. рассмотрит принцип «бери или плати» для долгосрочных поставок газа

Источник: Госдума РФ

Москва, 16 ноя - ИА Neftegaz.RU. Госдума РФ на пленарном заседании 28 ноября 2023 г. рассмотрит во 2м чтении законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в РФ», закрепляющий принцип «бери или плати» (take-or-pay) для долгосрочных поставок газа.
Об этом 15 ноября 2023 г. сообщил глава Комитета Госдумы по энергетике П. Завальный в своем Telegram-канале.

Больше 1,5 лет на подготовку

Законопроект № 49335-8 о внесении изменений в Федеральный закон № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» и ст. 5.2 и 52.1 Градостроительного кодекса РФ был внесен в Госдуму в декабре 2021 г.
В 1м чтении законопроект был принят Госдумой 25 марта 2022 г.
15 ноября 2023 г. Комитет по энергетике принял решение о вынесении законопроекта на 2е чтение Госдумы, которое ожидается 28 ноября.

Тезисы от П. Завального:
  • подготовка ко 2му чтению документа заняла более 1,5 лет и потребовала более десятка согласительных совещаний,
  • его принятие необходимо для повышения темпов социальной газификации и привлечения инвесторов к проектам газопереработки и газохимии,
  • развитие механизмов «бери или плати» необходимо для того, чтобы:
    • можно было заключать долгосрочные контракты,
    • брать на себя взаимные обязательства и в части поставки газа, и в части его потребления,
    • можно было реализовать инвестиционные газохимические проекты там, где есть для этого необходимые ресурсы, добычная база, развитая транспортная структура или инвестиции в развитие транспортной структуры требуются незначительные.
  • законопроектом также устанавливаются полномочия правительства РФ по утверждению правил технологического присоединения к магистральным газопроводам (МГП),
  • органы региональной исполнительной власти наделяются полномочиями по утверждению перевода потребителей на альтернативные виды топлива, а также графиков ограничения подачи газа потребителям при аварии,
  • также законопроект предлагает предусмотреть внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ для предоставления возможности застройщику, техническому заказчику запросить информацию о возможности подключения объектов капитального строительства к перспективным сетям инженерно-технического обеспечения,
  • это необходимо для прохождения ими экспертизы проектной документации и привлечения финансирования для осуществления проектов, в т.ч., в рамках программ газификации.

Изменениями в ст. 18 № 69-ФЗ закрепляется новая категория покупателей газа, имеющих преимущественное право на заключение договоров поставки газа.
Речь идет о российских промышленных потребителях, имеющие намерение заключить долгосрочный договор поставки газа на условиях «бери или плати».
Напомним, что условие заключения долгосрочного договора поставки газа «бери или плати» предполагает, что потребители в случае невыборки ими газа гарантируют поставщику газа оплату стоимости поставленного газа в расчетном периоде.
Категории потребителей, которые получат преимущественное право на заключение договоров поставки газа по принципу «бери или плати» определяются правительством РФ.
В них войдут, в т.ч., новые промышленные объекты нефтегазопереработки и нефтегазохимии, производства тепловой и электрической энергии, нуждающиеся в долгосрочной поставке крупных объемов газа.

Сложности подготовки

Вокруг введения принципа «бери или плати» идут серьезные дискуссии.
В июле 2023 г. Минэнерго РФ предложило вновь отложить введение в России обновленных правил поставки газа на внутреннем рынке на 6 месяцев, но по итогу срок перенесен на 1 год, до 1 сентября 2024 г.
Как писал тогда Ъ, разногласия в т.ч. введения принципа «бери или плати» в договоры поставки газа объемом более 500 млн м3/год газа.
Недобор предлагается оплачивать в фактическом объеме поставки по цене не ниже договорной.

Газпром предлагает расширить применение принципа «бери или плати», включив в него договоры объемом до 10 млн м3/год, а Газпром межрегионгаз предлагает опустить планку до 100 тыс. м3/год.
Планируемые изменения беспокоят Совет производителей энергии (СПЭ), объединяющий генерирующие компании.
Положение «бери или плати» не будет распространяться на производителей энергии, но СПЭ все равно предлагает его исключить, считая сам факт наличия у поставщиков газа подобных инструментов тревожным звоночком для рынка, опасаясь возможности расширения критериев применения этого механизма.

На заседании Комитета Госдумы по энергетике 15 ноября статс-секретарь - замминистра энергетики РФ А. Бондаренко поблагодарила П. Завального за кропотливую работу по урегулированию разногласий компаний при подготовке законопроекта ко 2му чтению.
Также А. Бондаренко подчеркнула важность документа для реализации программ социальной газификации и заверила, что подзаконные акты, необходимые для работы закона, будут разработаны своевременно.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram