Для развития месторождений Салымской группы СПД применяет лучшие технологии обоих акционеров компании – ПАО «Газпром нефти» и концерна «Шелл». Добыча на Верхнем Салыме началась в 1990-х гг., первая нефть на Западно-Салымском месторождении была добыта в 2004 году, то есть 15 лет назад. Месторождения находятся на третьей-четвертой стадии разработки и считаются зрелыми. По мере развития месторождений увеличивается обводненность запасов. Ранее объемы добычи на Салыме снижались, но в 2016 году удалось переломить тренд и вернуться к росту. В 2019 году СПД ожидает роста добычи примерно на 100 тыс. т к уровню 2018 года, когда было добыто 6,136 млн т нефти. На данный момент перед компанией стоит цель достигнуть годовых объемов добычи в 7 млн т.
Рост добычи на Салыме в основном приходится на ключевое Верхнесалымское месторождение, в то время как на остальных нефтедобыча уже давно не показывает рост. Особенно перспективным в СПД считают южную часть Верхнесалымского месторождения – «Южный хаб». Сбалансированно и эффективно подходить к развитию актива СПД позволяет высокий уровень цифровизации, в том числе система «Умное месторождение» (smart field). Помимо этого, есть ряд других перспективных проектов для роста производства. Среди них АСП-заводнение, которое компания удачно протестировала в 2018 году, разработка Ачимовской свиты и освоение новых лицензионных участков недр.
Особое внимание на Салыме уделяется безопасности. «Как вам дорога в 40 км/ч, не уснули?», — улыбаясь, поинтересовался директор производственного департамента СПД Денис Парамошин. Дорога от КПП до Западно-Салымского месторождения на автобусе действительно была утомительной и заняла более часа. Дело в том, что 40 км/ч — это оптимальная скорость, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Скорость контролируется с помощью системы спутникового контроля и круглосуточно мониторится диспетчерской службой. Если какой-то автомобиль превышает допустимую скорость, диспетчер видит, какой автомобиль, в каком месте и насколько превысил скорость. Водитель также получает сигнал и принимает меры по снижению скорости.
СПД регулярно проводит учебные тревоги по заранее разработанному сценарию со сбором штаба с участием всех руководителей подразделений. «Стратегия компании СПД, если говорить одной фразой — это безопасная, эффективная добыча нефти и газа», — подчеркнул Денис Парамошин. Безопасность — приоритет №1 для компании. «Нет такой работы, которую нельзя было бы выполнить безопасно» — это лозунг компании.
Несмотря на суровые по московским меркам морозы (температура опускалась до -28 оC) мы отправились на УПН. Сотрудники СПД провели экскурсию по объектам УПН и рассказали, как функционируют объекты. Через УПН, находящуюся, как и другие объекты СПД, среди тайги и сугробов, проходят медвежьи тропы, поэтому вся территория огорожена. При этом работы, выполняемые за огражденным периметром, сопровождаются дополнительными мерами безопасности. На территории УПН расположена газотурбинная электростанция (ГТЭС) «Западно-Салымская» с четырьмя блоками общей мощностью 60 МВт. Она покрывает около 50% энергопотребления СПД. Попутный нефтяной газ (ПНГ), добываемый на Салыме, доставляется на завод компании «БерезкаГаз», откуда обратно поступает осушенный газ, на котором работает ГТЭС. На каждую тонну нефти СПД добывает порядка 35 м3 ПНГ. Уровень утилизации ПНГ на Салымской группе месторождений на данный момент достигает 99%.
На данный момент на Салыме эксплуатируются 819 добывающих скважин. Работают 4 буровых установки, выполняется бурение порядка 80-85 скважин в год. Со всех кустов скважин сырая нефть поступает на УПН, где в сепараторах происходит отделение от смеси воды и ПНГ. Затем товарная вода закачивается в нагнетательные скважины, всего их 24. Также на УПН расположены четыре резервуара вертикальных стальных (РВС) объемом 5000 м3, один из которых всегда пуст на случай необходимости использовать его под некондиционную нефть. Пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов (МНП) «Транснефть» находится в 88 км от УПН. Также на УПН имеются очистные сооружения и лаборатория для контроля качества сдаваемой нефти.
Руководитель Управления добычи и оптимизации работ скважин и наземной инфраструктуры (WRFM) Роджер Найт, который до этого 29 лет проработал в концерне «Шелл» по всему миру, и его коллеги рассказали о работе команды и о том, какие цифровые инструменты они применяют. В команде WRFM всего 39 сотрудников, часть из которых работает в офисе в Москве, а часть непосредственно на месторождении. Московский офис выполняет больше стратегическую функцию в плане долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, а функция полевого отдела WRFM - это оперативная и тактическая работа. У WRFM есть модель всего месторождения (цифровой двойник), которая помогает оценивать каким образом можно оптимизировать работу системы добычи. Специалисты WRFM используют систему REPOS, которая позволяет в режиме онлайн посмотреть любую информацию по разработке месторождения — параметры работы скважин, историю и планы ремонтов, уровни компенсации отборов жидкости, проведенные и планируемые исследования.
Еще 4-5 лет назад для того, чтобы проанализировать весь фонд скважин инженерам по анализу работы установок погружных насосов (УЭЦН – ими оборудован весь фонд скважин СПД) в Москве и в поле требовалась неделя, чтобы пройти все на тот период 600 скважин, проанализировать работу оборудования, дебит, обводненность, после чего написать комментарии, свои задания, отправить это на нефтепромысел. В результате цифровизации был создан инструмент Opportunities Register (Реестр Возможностей), который помогает путем автоматической выборки и анализа данных по методу исключений значительно упрощать эту работу. Используя более 50 бизнес-правил для анализа фонда скважин система автоматически подсвечивает скважины, на которые необходимо обратить внимание. Основным параметром для оценки эффективности работы фонда является соответствие фактических забойных давлений целевым, выданным геологической службой в системе REPOS. На сегодняшний день, чтобы проанализировать 850 скважин, три человека в день тратят всего лишь два часа.
Цифровые инструменты позволяют осуществлять не только мониторинг, но и управление процессами. В режиме онлайн можно видеть, что происходит на всех объектах месторождений, в том числе УПСВ, УПН и трубопроводах. Управление в онлайн-режиме проходит через систему SCADA. Был внедрен специальный инструмент, который позволяет управлять группами скважин. Имеется возможность запустить один куст, несколько скважин одного и другого куста. Кроме того, она позволяет одновременно задать разгон частот, изменить режим работы простыми манипуляциями. Для этого не требуется выезжать на станцию управления – все делается дистанционно.
Цифровизация затронула и бизнес-процессы. Так, WRFM совместно с Финансовым департаментом применяют инструмент, который позволяет рассчитать рентабельность работы добывающих скважин и оценить получаемую маржинальную прибыль. Программа позволяет отслеживать динамику работы фонда в разрезе скважина – куст – месторождение. Помимо финансовых показателей, программа позволяет отслеживать технологические показатели: дебит скважины, обводненность, потребляемая электроэнергия и т.д. На текущий момент в СПД работает только 13 скважин, которые требуют проведения дополнительных оптимизационных мероприятий для вывода их на приемлемый уровень рентабельности. Кроме того, в прошлом месяце с помощью данного инструмента был определен потенциал для оптимизации закачки подтоварной воды на сумму 120 тыс. долл. США. В целом этот инструмент позволяет как менеджменту компании, так и инженерно-техническому персоналу делать быстрый скрининг текущей ситуации и уже совместно с другими службами оптимизировать работу фонда.
Генеральный директор СПД Майкл Коллинс рассказал о взаимодействии компании с обоими акционерами, о развитии технологий, планах на будущее и социальных проектах в ХМАО. В целом бассейн, где работает СПД, имеет высококачественную нефть марки Urals, с низким содержанием серы, без тяжелых фракций. Достичь объема добычи в 7 млн т СПД планирует к 2025 г. «У нас есть портфель с привлекательными возможностями. На это влияют и внешние факторы – цена на нефть, и нам нужно выбирать из своего портфеля проекты с правильным балансом», – поясняет Майкл Коллинс.
Одной из таких привлекательных возможностей являются новые лицензионные участки Восточно-Шапшинский-1 и Южно-Ямской. В ближайшие несколько лет там планируется провести 3D-сейсмику, после чего будет принято решение о разработке участков. Точных сроков по началу добычи на новых участках гендиректор СПД не называет. «Мы всегда смотрим на весь портфель возможностей, что лучше, в зависимости от цены на нефть, от возможностей наших объектов и так далее. Восточно-Шапшинский-1 – это часть нашего портфеля. Когда конкретно мы его начнем разрабатывать, будет зависеть от других параметров портфеля», – отметил Майкл Коллинс.
Еще один перспективный проект – «Южный хаб». Сейчас там идет активная работа по развитию жилой и производственной инфраструктуры, а также дорог, систем безопасности и пожарных системы. В планах строительство нефтепровода и кустовых площадок. Проект привлекателен и тем, что он позволит посмотреть, куда ведет нефтеносный пласт, то есть, формирует целостную картину. В течение нескольких следующих лет «Южный хаб» станет очень важным для СПД проектом.
По словам Майкла Коллинса СПД продолжает исследования по АСП-заводнению совместно с «Газпром нефтью», концерном «Шелл» и некоторыми НИИ, которые проверяют химреагенты. На данный момент технология не используется, но по-прежнему находится в портфеле компании.
В 2019 году СПД пробурила 4 пилотные разведочные скважины в Ачимовской свите, еще столько же намечены в бизнес-плане. Экономические перспективы в Ачимовской свите у СПД пока небольшие.
Большую часть цепочки поставок услуг и оборудования на СПД составляют российские компании. Однако без импорта не обошлось. Но доля импорта в закупках СПД невелика. Так, среди зарубежного оборудования есть насосы ПДД, другие насосы, газовые турбины. В связи с большой долей российских поставщиков падение курса рубля не оказало негативного влияния на СПД.
Компания ставит перед собой амбициозную цель – достигнуть себестоимости добычи 8 долл. США/барр., где 4 долл. США это производственные затраты и еще 4 долл. США – это капитальные затраты. Однако пока этой отметки компании достичь не удается.
Очевидное преимущество СПД заключается в том, что компания имеет возможность использовать новейшие технологии концерна «Шелл» и накопленный «Газпром нефтью» опыт разработки месторождений в суровых условиях Сибири.
Автор: Д. Савосин