Об этом сообщает пресс-служба TotalEnergies.
Партнерство направлено на сокращение выбросов CO2 в авиационном секторе.
SAF, поставляемое TotalEnergies, может сократить до 90% выбросов CO2 на протяжении всего жизненного цикла по сравнению с эквивалентом фоссильного топлива.
SAF добавляют к фоссильному авиатопливу и производят из отработанного растительного масла и животных жиров.
Проблема в том, что пока для переработки отходов требуется не меньше ресурсов, чем для производства фоссильного топлива. Партнерство будет охватывать 2 основных направления:
- TotalEnergies будет поставлять Airbus SAF для удовлетворения более половины ее потребностей в Европе;
- будет запущена программа исследований и инноваций, направленная на разработку 100% экологичного авиатоплива, адаптированного к конструкции нынешних и будущих самолетов.
Глава TotalEnergies П. Пуянне напомнил, что целью компании является производство 1,5 млн т/год SAF (или 10% мирового рынка) к 2030 г. на предприятиях в Европе, США, Японии и Южной Корее.
TotalEnergies и SAF для Airbus
- компания поставляет SAF, используемое Airbus для самолетов в г. Тулузе с 2016 г.;
- в мае 2021 г. пассажирский самолет Airbus А350 совершил 1й дальнемагистральный рейс по маршруту Париж-Монреаль с использованием SAF французского производства;
- в ноябре 2021 г. состоялся 1й полет вертолета Airbus Helicopters H225 Super Pum, использующего 100% SAF;
- в марте 2023 г. пассажирский авиалайнер Airbus A321neo совершил 1й полет на 100% SAF.
Это превысило первоначальную цель на 2023 г. - 10% от общего объема топлива, используемого подразделениями Airbus, - более чем на 1 млн л и составило 0,02% от всех SAF, произведенных в мире за год.
В 2024 г. компания планирует довести долю SAF в топливном балансе в среднем до 15%.
Airbus также вступила в альянс с Rolls-Royce и EasyJet для внедрения водородного топлива в авиацию к 2050 г.
Партнеры планируют разработать нормативно-правовую базу, инфраструктуру и системы безопасности для полетов самолетов, работающих на водородном топливе.
Многие авиакомпании ставят цели к 2030 г. заменить 10% своего фоссильного авиатоплива на SAF.
Рынок SAF становится быстрорастущим.
Подавляющая часть рынка SAF - это Европа и США.
Прогнозы потребления SAF на 2030 г.:
- Северная Америка - около 11 млн л /год;
- Европа - 5,5 млн л/год;
- Азия - 4 млн л/год.
Для России SAF имеет меньшую актуальность в текущем моменте, но напомним, что в декабре 2023 г. томские ученые получили первые образцы авиационного биотоплива из растительных масел.
Для получения жидкого биотоплива использовалось 4 вида сырья: талловое, рыжиковое, рапсовое масла, а также отходы кулинарных масел.
При этом рассматривались 3 метода получения такого альтернативного топлива: каталитический крекинг, процесс Фишера-Тропша и гидрокрекинг.
На следующем этапе исследований планируется разработка катализаторов, которые позволят повысить выход целевого продукта и получать биотопливо с заданными физико-химическими характеристиками.
На Ближнем Востоке 1й компанией получившей международный сертификат ISCC (International Sustainability Carbon Certification) для производства SAF стала Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC).
Автор: А. Гончаренко