USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

6 мин
8559

Совет директоров Газпрома актуализировал долгосрочную программу развития

Один из векторов - оптимизация расходов на реализацию инвестпрограммы и минимизацию инвестиций в непроизводственную сферу.

Совет директоров Газпрома актуализировал долгосрочную программу развития

Источник: Газпром

Москва, 8 июл - ИА Neftegaz.RU. Совет директоров Газпрома актуализировал долгосрочную программу развития (ДПР) на 10-летний период.
Об этом говорится в сообщении Газпрома в сервисе раскрытия информации, опубликованном 8 июля 2025 г. по итогам заседания совета директоров.
Пресс-служба компании о результатах заседания не сообщала.

Новая ДПР

В ходе заочного заседания совета директоров Газпрома, проведенного 7 июля 2025 г., рассматривался вопрос об актуализации долгосрочной программы развития группы и определении ключевых показателей деятельности Газпрома, связанных с реализацией перечня поручений президента РФ от 22 января 2025 г. № Пр-105.
Рассмотрев представленную информацию, совет директоров Газпрома единогласно утвердил ДРП на 2026-2035 гг.

Отмечается, что новая ДРП обеспечит при определении ключевых показателей деятельности Газпрома необходимость:
  • оптимизации расходов на реализацию инвестиционной программы и минимизацию инвестиций в непроизводственную сферу,
  • увеличения поставок природного газа на внутренний рынок и объема переработки природного газа,
  • увеличения производства сжиженного природного газа (СПГ),
  • диверсификацию поставок природного газа на внешние рынки.

Вектор на трансформацию

Содержание своих 10-летних ДРП, актуализируемых ежегодно, Газпром не раскрывает.
Также не публиковался перечень поручений президента РФ от 22 января 2025 г. № Пр-105.

Намек на содержание ДРП дал Financial Times (FT) в марте 2025 г., сообщив со ссылкой на внутреннюю презентацию «Трансформация ПАО Газпром», о крупной программе структурных изменений Газпрома.
Программа предусматривает трансформацию Газпрома в жестко вертикально интегрированную компанию по модели «сильный центр - управляемые дочерние компании» и оптимизацию расходов.
Бизнес-модель компании должна была быть ориентирована на внутренний рынок, предлагая широкую номенклатуру услуг - от газа до электроэнергии и финансовых услуг.
Программа предусматривает:
  • объединение разрозненных подразделений Газпрома в единую компанию, в т.ч. усиление контроля Газпрома над Газпром нефтью,
  • продажу непрофильных активов, в первую очередь, недвижимости,
  • сокращение расходов,
  • оптимизацию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС),
  • сокращение штата центрального аппарата и филиала 644 в г. Санкт-Петербург.

Работа по этим направлениям ведется.
Так, Газпром нефть еще в апреле 2024 г. перешла на модель управления, аналогичную Газпрому.
По сети АГНКС Газпром газомоторное топливо заявил, что в 2025 г. будут приняты оптимизационные решения в пользу повышения эффективности эксплуатации сети АГНКС, речь идет о частичном реинжиниринге процессов, а также технологической модернизации.
Штат персонала Газпрома в 2024 г. вырос из-за консолидации Газпром-Медиа, но корпоративная реформа уже запущена.
В Газпроме продолжается реализация проекта по созданию Единого центра обеспечивающих функций компаний (ЕЦОФ), предусматривающего переход на сервисную модель обеспечивающих функций в группе Газпром.
Ожидается, что создание ЕЦОФ позволит более чем на 20% снизить затраты на сервисные функции.

Инвестпрограмма Газпрома...

После рекордной инвестпрограммы-2022, окончательный объем которой составил 1,979748 трлн руб., Газпром постепенно сокращает вложения.
В 2024 г. инвестпрограмма Газпрома составила 1,641625 трлн руб., что на 16,5% меньше 2023 г.
На 2025 г. запланировано сокращение еще на 7,2%, до 1,5237 трлн руб., но ближе к концу года этот показатель может быть пересмотрен.

Основные направления инвестпрограммы-2025 в целом останутся прежними.
Средства будут направлены для финансирования приоритетных проектов, к которым по сравнению с 2024 г. добавилась система магистральных газопроводов (МГП) Восточная система газоснабжения (ВСГ), которая должна соединить Единую систему газоснабжения России с газопроводами, построенными в рамках Восточной газовой программы - МГП Сила Сибири-1 и Сахалин - Хабаровск - Владивосток (СХВ).
Приоритетными Газпром считает следующие проекты:
  • дальнейшее развитие центров газодобычи (ЦГД) на п-ве Ямал и Востоке России,
  • газификация российских регионов,
  • расширение мощностей МГП Сила Сибири-1,
  • развитие газоперерабатывающего комплекса Газпрома,
  • реализацию проекта системы МГП ВСГ,
  • проекты, обеспечивающие пиковый баланс газа, в первую очередь, подземные хранилища газа (ПХГ).

...и его рынки

Газпром продолжает работу по переориентации экспортных поставок газа.
После остановки украинского транзита в 2025 г. поставки трубопроводного газа в Европу могут упасть в 1,8 раза, до максимум 17 млрд м3, а в конце 2027 г. поставки могут быть полностью прекращены, если будет реализован план ЕС REPowerEU по отказу от российских энергоносителей.
В этой ситуации Газпром сосредоточился на других направлениях:
  • Китай - поставки газа по МГП Сила Сибири-1 в 2024 г. увеличились на 36,9%, до 31,12 млрд м3, в 2025 г. этот маршрут (восточный) будет работать уже на полной проектной мощности 38 млрд м3/год или даже выше. В конце января 2027 г. должен заработать дальневосточный маршрут поставок газа в Китай (создан на базе МГП СХВ) мощностью 10 млрд м3/год, западный маршрут (МГП Сила Сибири-2 + МГП Союз Восток в Монголии) мощностью 50 млрд м3/год обсуждается;
  • Турция - трубопроводные поставки в 2024 г. выросли на 2,6%, до чуть более 21 млрд м3, в 2025 г. рост продолжается. Перспективы связаны с проектом Турецкого газового хаба, который позволит обезличить поставляемый в ЕС газ, но статус проекта неясен;
  • Узбекистан - объем поставок газа по маршруту, организованному на базе МГП Средняя Азия - Центр (САЦ) в 2024 г. вырос в 4,4 раза, до 5,64 млрд м3, в 2025 г. ожидается рост на 30,4%, до 7,3 млрд м3 с дальнейшим увеличением до 11 млрд м3/год к 2038 г.;
  • другие страны Центральной Азии:
    • Казахстан - поставки осуществляются лишь в рамках договора с QazaqGaz об обеспечении Казахстана газом в зимний период, более существенные объемы могут быть связаны с проектом газификации северных и северо-восточных регионов Казахстана российским газом, но проект МГП Россия - Казахстан - Китай (35 млрд м3/год в Китай, еще 10 млрд м3/год - в Казахстан) Китай считает слишком дорогим;
    • Кыргызстан - контракты подписаны, но объемы поставок там небольшие;
  • Иран - контракт обсуждается, обозначалась даже возможность начала поставок в 2025 г. в объеме 1,8 млрд м3/год с перспективой выхода на 55 млрд м3/год с прицелом на дальнейшие поставки в Пакистан и Индию. Однако Иран сейчас переживает последствия 12-дневной войны, а у России возникло напряжение в отношениях с Азербайджаном, что осложняет вопрос транзита газа через эту страну (Центральноазиатский маршрут поставок при этом не исключен).

С СПГ ситуация у Газпрома непростая.
Если крупнотоннажный проект Сахалин-2 работает в обычном режиме, то среднетоннажный КСПГ Портовая после санкций США загружен на минимальном уровне, обеспечивая лишь поставки для Калининградской области.
Проект ГПК КПЭГ в Усть-Луге Ленинградской области, в рамках которого планируется крупнотоннажный СПГ-завод, по данным на конец июня готов уже более чем на 57% (предыдущие данные озвучивались в декабре 2024 г., тогда готовность проекта составляла 46%).
Однако оператор проекта находится под санкциями США, что ставит под вопрос реализацию СПГ.

В этой ситуации Газпром концентрируется на внутреннем рынке и переработке.
На перерабатывающих мощностях группы Газпром в 2024 г. подготовлено и переработано 56,02 млрд м3 природного и попутного газа (без учета давальческого сырья), что на 12,2% больше по сравнению с 2023 г.
Рост показателей обеспечен за счет пуска в работу новых мощностей на Амурском ГПЗ - статус готовности проекта на конец 2024 г. превысил 90%.
Сейчас на Амурском ГПЗ готовится к запуску 5я технологическая линия из 6, продолжается строительство ГПК КПЭГ в Усть-Луге.

Потребление газа в России в 2024 г. выросло на 5,2% к 2023 г., до 521,5 млрд м3 на фоне холодной погоды и развития газификации (к началу 2025 г. уровень газификации достиг 74,7%, что превышает 90% технически возможного уровня).
На этом фоне активно растут поставки по газотранспортной системе (ГТС) Газпрома и его собственные поставки на внутреннем рынке.
Так, поставка потребителям России по ГТС Газпрома выросли в 2024 г. на 5,5%, до 395,8 млрд м3, в т.ч. поставки добытого группой Газпром газа (без газа независимых производителей, поставляемого по ГТС Газпрома) - на 9,2%, до 235,1 млрд м3.

За счет реализации программ газификации российских регионов к 2030 г. прогнозируется годовой прирост поставок природного газа отечествен­ным потребителям в объеме 20 млрд м3.
Долгосрочный прирост потребления газа за счет развития российского рынка газомоторного топлива (ГМТ) оценивается в 10 млрд м3, но здесь не все гладко.
При этом в 2024 г. объемы реализации компримированного природного газа (КПГ) с АГНКС компаний группы Газпром и Газпром газомоторное топливо в России, снизился на 8,6%, до 839,5 млн м3.
Эту динамику Газпром объясняет сокращением зарегистрированного транспорта и техники, использующей КПГ в качестве ГМТ и низкими объемами производства новых автомобилей в газовом исполнении.
Поддержать это направление может разрабатываемая дорожная карта реализации Концепции развития рынка ГМТ до 2035 г., но некоторые эксперты ставят под сомнение ее реалистичность.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK