Об этом Ростех и входящие в него Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сообщили 17 марта 2025 г.
Первый полет Суперджета с ПД-8
Опытный образец SSJ-100 впервые поднялся в воздух с двигателями ПД-8 под крыльями.Таким образом, начались летные испытания силовых установок в составе машины.
Подробности первого полета:
- для первого полета на отечественных двигателях использовался опытный образец Суперджета с заводским номером 95157, произведенный в 2018 г.,
- полет прошел в г. Комсомольск-на-Амуре,
- самолет находился в воздухе около 40 минут,
- в ходе полета самолет достиг скорости 500 км/ч и высоты до 3000 м,
- в полете проводилась оценка газодинамической устойчивости двигателей на постоянных и переменных режимах,
- полетное задание выполнено в полном объеме,
- силовая установка с двигателями ПД-8 показала стабильную работу.
Путь к сертификации и импортозамещение
Первый полет SSJ-100 с двигателями ПД-8 является важным этапом в сертификации технологически независимой, импортозамещенной версии SSJ-100 (SSJ-New).В рамках работ по импортозамещению Суперджета замещается порядка 40 импортных систем и агрегатов, в т.ч. двигатель, авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и др.
Также самолет получил отечественный фюзеляж, в который были внесены изменения, упрощающие производство и обслуживание самолета.
В рамках летных испытаний задействованы 2 Суперджета:
- 1я - на российско-французских двигателях SaM-146 и отечественными системами на борту,
- 2я - с российскими двигателями и частично замещенным оборудованием.
Тезисы от главы ОАК В. Бадехи:
- летные испытания двигателей ПД-8 на Суперджете начинаются на самолете в серийном облике с импортными системами, поскольку уровень «новизны» в испытании столь важных компонентов, как двигатель, надо повышать постепенно,
- такой подход позволит нам обеспечить необходимые темпы сертификации, а также отработать технические решения для возможности последующей ремоторизации летающего сейчас парка Суперджетов
- присоединение к полетам самолета в полностью российском облике позволит исследовать в процессе сертификационных летных испытаний взаимодействие силовой установки с двигателями ПД-8 с отечественными системами.
- до конца марта планируем передать еще 2 опытных двигателя ПД-8 для проведения летных испытаний,
- получение сертификата типа на двигатель ПД-8 запланировано на осень 2025 г.
- после 2022 г. Суперджет приходится фактически пересобирать заново,
- в апреле к сертификационным летным испытаниям присоединится еще один, полностью российский, борт с двигателями ПД-8.
- для интенсификации сертификационных испытаний производитель планирует подключить к ним 3й, полностью российский Суперджет,
- рассчитываем, что эта работа будет вестись в графике,
- необходимую финансовую и ресурсную поддержку авиастроителей государство обеспечивает в полном объеме.
ПД-8 для SSJ и не только
SSJ 100 - ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, способный перевозить до 108 пассажиров на дальность до 4600 км.На момент начала производства в 2007 г. позиционировался как 1й пассажирский авиалайнер, разработанный в России после распада СССР.
Однако уже 1я волна западных санкций против России создала серьезные проблемы для производства и эксплуатации SSJ 100, поскольку доля импортных компонентов в нем составляла до 70%.
Это поставило вопрос об импортозамещении ключевых систем SSJ 100, в т.ч. двигателя, тем более, что изначально устанавливаемый на самолет российско-французский двигатель SaM146 показал себя не лучшим образом из-за большого числа поломок.
Для замещения SaM146 был разработан двигатель ПД-8.
Двигатель ПД-8 создан на предприятии ОДК-Сатурн.
Для разработки двигателя применялись отечественные материалы и передовые технологии, в т.ч. 3D-печати.
- двухконтурный турбовентиляторный двигатель,
- разработан на базе ПД-14,
- тяга взлетная - 7000 кгс,
- сухая масса - 2300 кг с мотогондолой,
- удельный расход топлива - 0,61 кг/(кгс·ч).
Кроме того, база двигателя ПД-8 может применяться и для вертолетов.