Москва, 4 дек - ИА Neftegaz.RU. Ученые Передовой инженерной школы (ПИШ) Томского политехнического университета получили первые образцы композиционного жидкого топлива для гражданской авиации из растительных масел.
Об этом сообщает пресс-служба ПИШ ТПУ.
Разработка авиационного биотоплива - междисциплинарный проект ТПУ.
В научную группу, которая его реализует, вошли специалисты Инженерной школы энергетики, Инженерной школы природных ресурсов и Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов.
Исследования ведутся при участии экспертов авиационной отрасли.
Основное преимущество альтернативно топлива - экологичность.
При этом оно не должно уступать традиционному топливу ни по одному из нормативных показателей.
Тезисы профессора отделения химической инженерии Е. Ивашкиной:
- для получения жидкого биотоплива мы используем по согласованию с промышленным партнером 4 вида сырья:
- талловое,
- рыжиковое,
- рапсовое масла,
- а также отходы кулинарных масел;
- при этом рассматриваются 3 метода получения такого альтернативного топлива:
- каталитический крекинг,
- процесс Фишера-Тропша,
- гидрокрекинг;
- 1е образцы топлива уже синтезированы;
- на следующем этапе исследования мы планируем разработку катализаторов, которые позволят:
- повысить выход целевого продукта,
- получать биотопливо с заданными физико-химическими характеристиками.
В рамках проекта политехники параллельно разрабатывают интеллектуальную базу данных с применением методов искусственного интеллекта.
Ожидается, что она позволит оптимизировать процесс получения биотоплива, а также упростить выбор компонентов, катализаторов и параметров процесса синтеза новых топлив в промышленном масштабе.
Тезисы профессора Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Д. Глушкова:
- сегодня представители индустрии заинтересованы в технологиях производства биотоплив, оснащенных программным обеспечением для управления параметрами и оптимизации процесса получения авиационного топлива из биосырья;
- это особенно актуально в связи с ограничениями по использованию импортных программных продуктов на отечественных заводах;
- наш проект направлен на разработку импортозамещающих программных кодов и модулей для управления процессами создания топливных рецептур и их тестирования.
Ученые отмечают, что разработанные ими цифровые двойники можно будет применять для оптимизации технологии получения конечного продукта сразу по 3м видам показателей: экономическим, экологическим, энергетическим.
Авиация является одним из самых быстрорастущих источников выбросов парниковых газов, ведущих к глобальному изменению климата.
Впервые важность разработки альтернативреактивному топливу обсудили в 2007 г. на сессии Международной организации гражданской авиации (ИКАО, ICAO).
Концепция экологически устойчивого авиатоплива была выдвинута ИКАО уже в 2009 г.
В преддверии ежегодной конференции ООН по изменению климата COP26 авиационная отрасль пообещала достичь чистого нуля к 2050 г., пр этом отмечалось, что водородные и электрические самолеты не будут эксплуатироваться в значительных количествах до 2040х годов.
Таким образом, 65% сокращения выбросов необходимо будет обеспечить за счет замены используемого сегодня авиакеросина на устойчивое авиационное топливо (sustainable aviation fuel, SAF).
Это потребует значительного увеличения использования биотоплива, которое в настоящее время в несколько раз дороже керосина.
Ранее Минэнерго РФ предложило развивать технологию получения биотоплива из торфа для его дальнейшего применения в качестве авиационного топлива.
Напомним, что в феврале 2023 г. ученые ТПУ предложили способ получения дешевого топлива из смеси торфа и рапсового масла.
Ученые также планировали изучить возможность применения других масел в составе смесевых топлив на основе торфа, поскольку рапсовое масло достаточно дорогое.
Автор: А. Гончаренко