Об этом РИА Новости пишут 11 сентября 2023 г. со ссылкой на источник.
БИУС - Л хорошо показал себя в процессе полета, но на этапе посадки, при использовании возможностей прибора на максимуме, вероятно, случилась нештатная ситуация.
Но это лишь 1 из версий.
Возможная причина аварии
- да, может (на вопрос о том, может ли причиной аварии Луны-25 быть неисправность прибора БИУС-Л),
- главный признак надежности любого прибора - его испытанность в полете,
- между новинкой и испытанным устройством всегда лучше выбирать 2й вариант,
- однако БИУС-Л испытаний в космосе не проходил,
- сбой в работе прибора для навигации - лишь одна из версий, окончательное решение вынесет аварийная комиссия.
БИУС-Л
БИУС-Л расшифровывается: Блок Измерения Угловых Скоростей - Луна.Есть еще БИУС-14, который используется для различных космических аппаратов.
БИУС предназначен для определения ориентации космической станции и определения скорости полета при помощи оптоволоконных гироскопов и акселерометра.
Данные угловых скоростей и линейных ускорений, воздействующих на космический аппарат БИУС передает на компьютер станции, а тот выдает команду двигателю. чтобы скомпенсировать эти воздействия.
Так поддерживается стабилизация и определяется пройденный путь космического аппарата.
БИУС-Л включается и начинает работать, когда аппарат выходит на орбиту Земли, и работает до штатной посадки на Луне.
Инерциальный блок БИУС-Л был разработан Научно-производственным центром автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина (НПЦАП) г. Москва.
Делать нужно было быстро, поскольку сроки поджимали, а у предполагавшегося к использованию перспективного прибора БИБ (Блок инерциальный бесплатформенный) - разработчик НПО ИТ, случились проблемы при вибрационных испытаниях.
- бесплатформенный измерительный блок (т.е. размещающийся на корпусе космического аппарата), который служит для измерения угловых скоростей и линейных ускорений, воздействующих на космический аппарат;
- построен на чувствительных элементах, которые измеряют угловые скорости и линейные ускорения;
- в составе прибора применяются волоконно-оптические гироскопы;
- фактически такой гироскоп - многократно скрученное оптоволокно, в данном приборе его порядка 500 м;
- сделан полностью из российских комплектующих, включая электронику (БИС - большие интегральные схемы) Ангстрем г. Зеленоград;
- масса - 10 кг;
- потребляемая мощность - до 40 Вт.
Действительно, на разработку таких приборов уходит до 4 лет, а сделать удалось за менее 2 лет.
Кстати, параллельно НПЦАП занимается улучшением точности боеприпасов, что актуально в рамках СВО РФ на Украине (см. за 8 сентября 2023 г.)
Неготовность оборудования, в т.ч. приборов системы навигации, стала причиной переноса сроков запуска Луны-25.
Напомним, что запуск миссии планировался еще в 2014 г., но старт постоянно откладывался из-за неготовности аппарата и по причине западных санкций.
В 2018 г. было решено разработать новый прибор Биус-Л, а БИБ использовать на Луне-25 в качестве экспериментального образца, не включив в контур управления.
Собственно, и БИУС-Л по - хорошему тоже сначала нужно было проверить в космосе.
Планировали использовать серийный прибор ASTRIX фирмы Airbus ( масса 4,5 кг, мощность 14 Вт), но помешали санкции.
Полет планировали еще в 2021 г., поставка Биус-Л планировалась в апреле, но, фактически, был передан Лавочкину 5 мая 2021 г.
В итоге на Луне-25 были установлены 2 прибора БИУС-Л, развернутых относительно друг друга, которые должны были работать параллельно для аварийного резервирования.
БИУС-Л - это 3 - осный прибор, нерезервированный.
Прибор определяет положение по 3 осям, и на каждую ось работает независимая цепь аппаратуры.
При поломке одной из цепей, ориентирование по соответствующей оси будет потеряно.
Поэтому и поставлено 2 БИУС-Л.
Луна-25
Станция Луна-25 была запущена 11 августа 2023 г. с космодрома Восточный.На окололунную орбиту Луна-25 вышла 16 августа и должна была совершить посадку 21 августа в районе Южного полюса Луны.
19 августа 2023 г. Роскосмос сообщил о нештатной ситуации во время перехода Луны-25 на предпосадочную орбиту, станция перешла на нерасчетную орбиту и столкнулась с Луной.
Отключение двигателя произошло не штатно в соответствии с циклограммой, а по временной отсечке, в результате чего двигатель Луны-25 отработал 127 сек. вместо положенных 84 сек., что привело к падению станции.
Аварийная комиссия по Луне-25 уже назначена и начала работу, ей придется детально разобраться, что привело к нештатной работе корректирующего двигателя, в ближайшее время она получит результаты.