Об этом заявил в интервью Bloomberg в г. Давос 16 января 2024 г. министр нефти и газа Индии Хардип Сингх Пури.
Индия и санкции против российской нефти
Министр прокомментировал ситуацию, когда грузы российской нефти сорта Sokol с проекта Сахалин-1 застревают на пути в индийские порты.Тезисы от Х. С. Пури:
- в случае с Россией речь идет о предельных ценах, а также о том, что некоторые из их судоходных компаний попали под негативное влияние других санкций,
- когда российские цены не соответствуют, мы покупаем у Ирака, ОАЭ, Саудовской Аравии,
- мы покупаем нефть в пункте доставки,
- если страна не может обеспечить поставки из-за санкций, введенных другими, Индия не будет ее покупать,
- Индия, 3й по величине потребитель нефти в мире, зависит от поставок из-за границы, обеспечивая 85% своего спроса,
- цены на нефть колеблются между 70 и 80 долл. США/барр, но Индия хочет, чтобы нефть была намного дешевле, потому что мы являемся крупными потребителями.
Проблемы с поставками нефти сорта Sokol начали складываться с конца ноября 2023 г., на что указывают данные сервисов отслеживания судов.
21 декабря 2023 г. 6 нефтеналивных танкеров, перевозящих в общей сложности около 5 млн барр. российской нефти сорта Sokol, остановились на пути в Индию.
Тогда речь шла о танкерах NS Century, NS Commander, Sakhalin Island, Krymsk, Nellis и Liteyny Prospect.
Сейчас число зависших судов выросло как минимум до 10:
- в водах Сингапура в режиме ожидания остаются танкеры NS Commander, Liteyny Prospect и NS Century (в ноябре 2023 г. попал под санкции США),
- Krymsk указал пунктом назначения китайский порт Циньдао, дата прибытия 22 января,
- Sakhalin Island и Nellis также показывали порт Циньдао пунктом назначения с датой прибытия 15 и 16 января соответственно, в настоящее время оба судна находятся вне зоны покрытия сервисов отслеживания судов,
- в режиме ожидания вблизи Сингапура находятся танкеры Vostochny Prospect и Jaguar,
- еще один танкер NS Lion остается у берегов Корейского п-ва, но по-прежнему показывает пунктом назначения порт Парадип в Индии с датой прибытия 27 января,
- также у берегов Кореи остается танкер La Balena, принявший нефть с танкера Pavel Chernysh.
Причины проблем
Трудности с поставкой нефти с Сахалина-1 в Индию возникли после того, как США ужесточили меры по контролю за соблюдением потолка цен, а также ввели санкции против эмиратской Sun Ship Management, которая управляет танкерами Совкомфлота.Напомним, что сорт Sokol является премиальным и с самого начала действия введенного G7 потолка цен в 60 долл. США/барр. торговался выше этой отметки.
С учетом выросшего числа простаивающих танкеров, из которых под санкциями США находится лишь 1 судно, версия об исключительной роли санкций США отпала.
Кроме того, поставки нефти Urals в Индию из российских портов на Балтике продолжаются, например, танкер MA JIN следует из порта Усть-Луга в порт Вадинар, причем через Красное море.
Позднее Reuters сообщал, что у компании Сахалин-1, являющейся оператором проекта, возникли проблемы при открытии счета в ОАЭ для новой компании, через которую должны проходить платежи за поставляемую в Индию нефть.
Однако позднее Х. С. Пури заявил, что проблем с платежами нет, а ситуация исключительно связана ценой, по которой индийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) будут делать закупки.
В начале января Reuters сообщил, что 2 крупнейших индийских нефтепереработчика - Indian Oil и Bharat Petroleum - рассматривают возможность закупки в феврале 2024 г. еще по 1 млн барр. нефти каждая у Saudi Aramco после снижения ею цен до минимальных уровней за 27 месяцев.
Также ситуация может быть обусловлена отсутствием доступа у трейдинговой компании, занимающейся нефтью Sokol, к необходимым финансовым инструментам, в частности с открытием финансовых и кредитных линий.