Об этом 10 января 2024 г. сообщил Ъ.
Проблемы с поставками
Проблемы с поставками нефти сорта Sokol начали складываться с конца ноября 2023 г., на что указывают данные сервисов отслеживания судов:- сначала 6 загруженных танкеров - 5 афрамаксов NS Commander, Liteyny Prospect, Krymsk, Sakhalin Island и NS Century (в ноябре 2023 г. попал под санкции США), а также 1 VLCC Nellis - не дошли до портов назначения в Индии простаивали в течение декабря у ее берегов,
- с конца декабря 2023 г. зависшие танкеры ушли с мест своих стоянок, но определенности в отношении их дальнейших маршрутов нет:
- NS Commander и Liteyny Prospect сейчас стоят в водах Сингапура, NS Century находится неподалеку от них,
- оставшиеся 3 танкера переместились в Южно-Китайское море и пока остаются там без движения,
- в последние дни декабря и начале января все танкеры начали двигаться на восток, причем 4 танкера, указывали китайский порт Циндао в качестве конечной точки, в частности, так поступили Krymsk и Sakhalin Island, указав дату прибытия 15 января.
По данным Kpler:
- загруженный еще в декабре танкер Vostochny Prospect стоит без движения у Сингапура с 1 января,
- танкер Jaguar, 1-8 января стоявший в Южно-Китайском море, возобновил движение в направлении Сингапура, а 5 января судно указывало в качестве пункта назначения индийский Парадип,
- танкер NS Lion был загружен 1 января у Южной Кореи, и с этого момента продолжает оставаться у берегов Корейского п-ва,
- 8 января у южнокорейского порта Йосу с помощью танкера Pavel Chernysh загружался VLCC-танкер La Balena, в последние годы занимавшийся перевозкой венесуэльской нефти,
- совершивший 28 декабря перевалку танкер NS Antarctic после простоя в течение нескольких дней возобновил движение в Восточно-Китайском море.
Причины проблем
Причины осложнений с поставками нефти Sokol в Индию остаются неизвестными.Трудности с поставкой нефти с Сахалина-1 в Индию возникли после того, как США ужесточили меры по контролю за соблюдением потолка цен, а также ввели санкции против эмиратской Sun Ship Management, которая управляет танкерами Совкомфлота.
Напомним, что сорт Sokol является премиальным и с самого начала действия введенного G7 потолка цен в 60 долл. США/барр. торговался выше этой отметки.
С учетом выросшего числа простаивающих танкеров, из которых под санкциями США находится лишь 1 судно, версия об исключительной роли санкций США отпала.
Позднее Reuters сообщал, что у компании Сахалин-1, являющейся оператором проекта, возникли проблемы при открытии счета в ОАЭ для новой компании, через которую должны проходить платежи за поставляемую в Индию нефть.
Однако эту версию опровергли власти Индии.
Глава Миннефти Индии Х. С. Пури заявил, что проблем с платежами нет.
По словам министра, это исключительно вопрос цены, по которой индийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) будут делать закупки.
Косвенно на роль ценового вопроса в ситуации с зависшими танкерами указывает и недавнее сообщение Reuters о том, что 2 крупнейших индийских нефтепереработчика - Indian Oil и Bharat Petroleum - рассматривают возможность закупки в феврале 2024 г. еще по 1 млн барр. нефти каждая у Saudi Aramco после снижения ею цен до минимальных уровней за 27 месяцев.
В. Катона из Kpler не исключает, что затруднения связаны с отсутствием доступа у трейдинговой компании, занимающейся нефтью Sokol, к необходимым финансовым инструментам:
- проблемы Sokol в связи с потолком цен изначально заключались в необходимости построить новую инфраструктуру торговли,
- создать трейдинговую компанию в Дубае особых проблем не представляет,
- однако открыть финансовые и кредитные линии для компании, которая торгует только премиальным сортом Sokol оказалось сложнее, чем предполагалось.