Об этом 20 октября 2024 г. сообщил 704 НИИ (Шанхайский НИИ судового оборудования) China State Shipbuilding Corporation (Китайской государственной судостроительной корпорации)
Этот проект напоминает успешную попытку России в 2007 г. достичь морского дна на Северном полюсе.
Если Китаю удастся достичь арктического морского дна, он станет 2й страной, которой это удастся.
Подробности подводной полярной миссии Китая:
- миссию возглавит научно-исследовательское судно (НИС) Tan Suo San Hao (Исследователь-3):
- построен на верфи в г. Гуанчжоу на юге Китая,
- ходовые испытания и ввод в эксплуатацию - 2025 г.,
- это новейшее китайское полярное НИС ледового класса нового поколения арктических ледоколов отечественной разработки;
- срок строительство от резки стали до запуска составил менее 10 месяцев;
- подводный аппарат:
- ранее Китай был вынужден полагаться на иностранные технологии, но теперь разработала собственные системы - новейший подводный аппарат полностью отечественной разработки,
- предыдущие подводные аппараты, в тч. Фэнь-Доу-Чжэ (Fen-Dou-Zhe), достигший Бездны Челленджера в Марианской впадине в 2020 г., частично использовали западные технологии;
- назначение:
- для полярных научных исследований,
- глубоководной разведки и добычи полезных ископаемых - нефти и природного газа,
- строительства и обслуживания трубопроводов на морском дне,
- поисково-спасательные операции,
- первые испытания подводного аппарата завершены, в тч проведена подводная стыковка и работа при низких температурах;
Кое-кто на Западе это категорически отвергает.
Тем не менее, в августе 2024 г. Wu Gang - гл. конструктор первого отечественного ледокола Xuelong 2, поведал о разработке тяжелого ледокола ледопроходимостью 2 метра.
Летом и осенью 2024 г. Китай активизировал свою деятельность в Арктике:
- в регион были отправлены 3 ледокола;
- новейший китайский ледокол посетил г. Мурманск, главный арктический порт России;
- Китай и РФ провели первое в истории совместное патрулирование Арктики, пройдя почти 12 000 морских миль и оказавшись в непосредственной близости от побережья Аляски;
- контейнерные перевозки и поставки нефти по СМП достигли рекордов в 2024 г.;
- в конце навигации удалось доставить оборудование для Арктик СПГ 2.
Мягкий робот, в 2021 г. выдержавший давление Марианской впадины, это аппарат весом около 250 граммов, по форме напоминает рыбу-улитку с такими же двумя взмахивающими спинными плавниками.
Для любознательных напомним, что глубоководьем называются океанические воды на глубине более 200 метров, где уже недостаточно света для фотосинтеза.
Около 80% океана находятся на гораздо большей глубине - более 2000 метров.
Там к темноте добавляется чрезвычайно высокое давление, и исследования становятся очень - очень сложными.