USD 97.2568

+0.24

EUR 106.0844

+0.41

Brent 73.32

-1.17

Природный газ 2.349

-0.03

3 мин
...

Великобритания продолжает борьбу с российским теневым танкерным флотом

Под новые санкции попали 18 нефтеналивных танкеров и 4 СПГ-танкера.

Великобритания продолжает борьбу с российским теневым танкерным флотом

Москва, 17 окт - ИА Neftegaz.RU. Великобритания ввела пакет санкций в отношении 22 танкеров России. Ограничения коснулись 18 российских нефтеналивных танкеров, 4х танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Также в санкционный список попала компания Русгаздобыча.
Об этом сообщается на сайте британского МИДа.

Теперь под санкциями Британии находится 43 танкера. Уточняется, что за 2023 г. суда, в отношении которых приняли новые ограничения, перевезли продукцию на сумму около 4,9 млрд долл./США.

В частности, под новые санкции попали:
  • танкеры Совкомфлота, в т. ч.: Ns Bora, Atlas, Moskovsky Prospect, Ns Arctic, Callisto, Scf Baikal, Scf Samotlor, Suvorovsky Prospect, Eastern Pearl, Kudos Stars, Sea Fidelity, Stratos Aurora, Turbo Voyager, Azure Celeste, Varuna, Sai Baba, Artemis, Antaeus;
  • 4 судна для перевозки СПГ: Velikiy Novgorod, Mulan, Everest Energy, Marshal Vasilevskiy (универсальное судно газовоз и регазификатор).
Санкции предполагают, что суда:
  • не смогут заходить в порты Великобритании,
  • не получат доступ к британским морским услугам.
Напомним, Великобритания уже вводила ряд запретов для российских судов:
  • в июле 2024 г. страна ввела санкции в отношении 11 нефтеналивных танкеров, которые, по утверждению британских властей, в интересах России перевозят российскую нефть и нефтепродукты в третьи страны;
  • 10 сентября 2024 г. правительство страны ввело санкции против 5 морских судов, якобы задействованных в оказании военной поддержки РФ. В список вошли: Baltiyskiy, Begey, Musa Jalil, Omskiy-103 и Skif-V. Британские власти утверждают, что эти суда перевозят военные товары из третьих стран, включая Иран, в РФ;
  • 11 сентября 2024 г. под ограничения попало еще 10 нефтетанкеров. Речь идет о танкерах: NS Corona, NS Clippper, NS Asia, SCF Baltica, SCF Vankor, Залив Анива, Олимпийский проспект, Леонид Лоза, Владимир Тихонов и Николай Зуев.
Борьбу с «теневым флотом» ведет и ЕС. В 14м пакете санкций против РФ, принятом Евросоюзом 24 июня 2024 г., тоже предусмотрены ограничения в отношении 27 судов, которым удается обходить потолок цен на нефть и нефтепродукты.

Теневой флот

После начала конфликта на Украине сотни нефтетанкеров были выкуплены группой неизвестных трейдеров, посредников и инвесторов, чтобы сохранить поставки российской нефти на рынке:
  • в октябре 2022 г. Bloomberg сообщал о том, что Россия в преддверии вступления в силу 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС и начала работы механизма предельных цен, продвигаемого G7, начала создавать «теневой флот» танкеров для обеспечения поставок нефти покупателям в третьих странах;
  • в декабре 2022 г. Financial Times со ссылкой на данные судоходного брокера Braemar писала, что Россия собирает «теневой флот» для обхода ограничений: предполагалось, что в него тогда входило 100 устаревших танкеров;
  • из данных консалтинговой компании Rystad следовало, что в 2022 г. Россия собиралась добавить к флоту 103 танкера за счет покупок и перераспределения кораблей, обслуживающих Иран и Венесуэлу;
  • в конце января 2023 г. в материале The Economist число используемых танкеров под нефть из России оценивалось в 360 ед.;
  • в марте 2023 г. CNN писал, что в «теневой флот» России поступает от 25 до 35 судов/мес. Всего, по данным издания, для перевозки российской нефти на тот момент использовалось около 600 танкеров (10% мирового рынка);
  • Trafigura оценивает «теневой флот» в 650 судов, Gunvor - в 300-400 судов.
В феврале 2024 г. вице-премьер А. Новак заявил, что Россия после введения санкций переориентировала экспорт нефти и нефтепродуктов на новые рынки. На дружественные страны в 2023 г. пришлось:
  • 86% экспорта нефти по сравнению с 40% в 2021 г.,
  • 84% экспорта нефтепродуктов по сравнению с 30% в 2021 г.
В июне 2024 г. В. Путин продлил действие указа о запрете на поставки нефти по контрактам с потолком цен, который был подписан в декабре 2022 г., до конца 2024 г.
Также в начале июля 2024 г. источники The New York Times сообщили, что действующие и бывшие чиновники Минфина США предложили новые меры против «теневого флота» нефтетанкеров - введение штрафов. Они позволили бы ограничить продажи или вывести танкеры из эксплуатации.
Однако есть риск роста цен на энергоносители, связанный с предлагаемыми мерами.

Потолок цен на поставляемые морем российские нефть и нефтепродукты вводился Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) поэтапно, синхронизируясь с вступлением в силу эмбарго ЕС:
  • 5 декабря 2022 г. - потолок цен на российскую нефть фиксировался на уровне 60 долл. США/барр.,
  • 5 февраля 2023 г. - потолок цен на нефтепродукты, для премиальных нефтепродуктов он составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.
Страны G7 принимают меры по ужесточению контроля за потолком цен и дальнейшему давлению на Россию для противодействия обходу потолка цен.
США ввели серию санкций против судов и судовладельцев, подозреваемых в нарушении потолка цен.
В феврале 2024 г. США ввели санкции против Совкомфлота и его танкеров, что привело к временному их простою, но сейчас танкеры, по-видимому, функционируют в нормальном режиме.

Автор: А. Игнатьева


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram