Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
Маршрут движения и прибытие Saam FSU
- 22 февраля 2023 г. - выход Saam FSU (Саам ПХГ) из порта Окпо в Южной Корее в сопровождении многоцелевого судна обеспечения (СО) Argi и 2х дополнительных СО Ossoy и Катунь;
- предполагался маршрут через Суэцкий канал (по данным High North News, HNN, издание Центра Крайнего Севера при Северном университете Норвегии), но в итоге для перехода был выбран более спокойный маршрут вокруг южной оконечности Африки;
- 13 июня - Saam FSU достиг берегов Европы, обогнул с севера Британские о-ва и Скандинавский п-в.
- 25 июня 2023 г. - прибытие Saam FSU к побережью Кольского п-ва в сопровождении 3 СО - буксиров-якорезаводчиков Vengery, Venie и Ossoy (ранее входили во флот достройки магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2);
- 26 июня - ожидание в Баренцевом море у входа в Ура-губу западнее Кольского залива;
- в ночь с 26 на 27 июня - движение по Ура-губе к месту будущей рейдовой стоянки МПК вблизи ЗАТО Видяево в сопровождении СО Venie, Vengery и портовых буксиров (Ossoy ушел в порт Мурманск);
- на 27 июня 2023 г. - Saam FSU находится в 2 км от места расположения МПК, согласно инвесткарте Мурманской области;
- детали маршрута:
- расстояние - около 12 000 морских миль;
- скорость движения - около 5 узлов.
Saam FSU
Источник фото DSME
НОВАТЭК заказал 2 FSU на Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (DSME) в 2020 г.:
- Saam FSU предназначен на МПК в Мурманской области,
- аналогичный Koryak FSU - для МПК в Камчатском крае;
- контракт предусматривает опцион еще на 2 FSU.
Технические характеристики и гл. размерения FSU для МПК НОВАТЭКа:
- длина - 400 м, ширина - 60 м;
- летний дедвейт - 192,237 тыс. т;
- вместимость хранилищ СПГ - 360 тыс. м3;
- валовая вместимость - 247,54 тыс. т;
- мощность перевалки - 20 млн т/год СПГ;
- флаг - Панама;
- IMO - 9915090 (Saam FSU) и 9915105 (Koryak FSU).
Источник фото DSME
На судах применяется система повторного сжижения собственной разработки. DSME использует азот в качестве хладагента в своей системе повторного сжижения NRS (Nitrogen Refrigerant System) и максимально повышает эффективность за счет максимально возможной рекуперации холодного тепла из СПГ.
Система повторного сжижения природного газа представляет собой устройство, которое повторно сжижает природный газ, который естественным образом испаряется в грузовом отсеке во время эксплуатации объекта, и помещает его обратно в грузовой отсек.
Кроме того, LG-FSU применяет собственную технологию цифровых двойников для обеспечения удаленного мониторинга и оптимальных услуг по поддержке эксплуатации.
Saam FSU построен на верфи Okpo Shipyard южнокорейской Hanwha Ocean.
FSU для МПК в Камчатском крае Koryak FSU (Коряк ПХГ) продолжает строиться на той же верфи.
Hanwha Ocean - это бывшая DSME.
В декабре 2022 г. Hanwha Group объявила о приобретении контрольного пакета акций DSME в размере 49,3% на сумму 2 трлн вон (1,5 млрд долл. США) и по-быстрому ее переименовала.
МПК НОВАТЭКа
Арктическая перевалка, дочка НОВАТЭКа, строит МПК в Мурманской области (в Ура-губе) и Камчатском крае (в бухте Бечевинская) для оптимизации логистики и транспортных затрат.Проекты МПК предполагают:
- доставку СПГ с заводов НОВАТЭКа на п-вах Ямал и Гыдан (Ямал СПГ, Арктик СПГ-2 и последующие проекты) танкерами-газовозами ледового класса Arc7 с дальнейшей перевалкой в FSU для кратковременного хранения или методом борт-в-борт на конвенциональные суда,
- наличие в составе МПК по 1 FSU и по 2 рейдовых якорных стоянки для операций борт-в-борт,
- обеспечение перевалки на каждом из МПК в объеме более 20 млн т/год,
- запуск обоих терминалов в 2023 г.
Вместимость FSU достаточна для хранения газа с 2 танкеров-газовозов СПГ типоразмера Yamalmax.
При наличии МПК компания может в течение следующих 2-3 лет обойтись меньшим количеством судов ледового класса, пока производство на Арктик СПГ-2 не выйдет на полную мощность в 2026 г.