Об этом 18 января 2023 г. сообщила пресс-служба ОДК.
ГТД успешно прошла испытания на Ивановских ПГУ.
Кстати, Ивановские ПГУ - одна из первых в России ТЭС с парогазовым циклом.
Там 2 энергоблока ПГУ-325 общей мощностью 650 МВт, правда 1й - законсервирован.
ГТЭ-110М (газотурбинная энергетическая установка на базе 1 турбины ГТД-110) планировалось передать на строящуюся ТЭС Ударная в Крымском районе Краснодарского края в декабре 2022 г.
Задержка есть, но - не существенная.
Разработчики: компании Интер РАО, Роснано (ИЦ Газотурбинные технологии) и ОДК-Сатурн - дочка Госкорпорации Ростех.
С 2024 г. предполагается серийный выпуск ГТД - 2 ед./год.
Изготовитель - ОДК-Сатурн в г. Рыбинске Ярославской области.
Двигатель произведен в запланированные сроки в 2022 г.
Контракт на изготовление был заключен между ОДК-Турбины большой мощности и Технопромэкспортом, который ведет строительство ТЭС Ударная.
Тезисы первого замгендиректора Ростеха В. Артякова:
- это первая отечественная турбина большой мощности, которая воплощена в «железе» и вышла на стадию серийного производства;
- ориентирована, прежде всего, на внутренний рынок;
- призвана заменить зарубежные ГТД, которые не поставляются в страну из-за санкций;
- потребности энергетиков оцениваются в несколько десятков ед. такого оборудования;
- 1я серийная турбина отправится на ТЭС Ударная позволит снизить энергодефицит в регионе и повысить системную надежность энергетической системы Юга России.
Сервисное обслуживание установок будет осуществляться компанией ОДК-Турбины большой мощности - дочка ОДК.
Тезисы гендиректора ОДК по энергетическим и промышленным программам С. Михайлова - о ГТД-110М:
- по техническим параметрам не уступает зарубежным аналогам;
- имеет меньшие массогабаритные характеристики, что существенно расширяет возможности по доставке его заказчикам;
- серийное изделие успешно прошло испытания на электростанции Ивановские ПГУ компании Интер РАО, где подтвердило заявленные характеристики по мощности и устойчивости работы.
ГТД-110М
ГТД-110М - серийный газотурбинный двигатель большой мощности, предназначенный для использования в составе газотурбинных энергетических и парогазовых установок на генерирующих объектах ЕЭС России.Двигатель предназначен для привода электрогенераторов в составе газотурбинных энергетических и парогазовых установок электрической мощностью 115 МВт.
Характеристики турбины ГТД-110М:
- мощность - 110 МВт,
- электрический КПД - 35,11%,
- расход выхлопных газов – 352,8 кг/с,
- температура газов - не менее 517℃,
- не имеет отечественных аналогов в классе 90 - 130 МВт,
- масса и габариты турбины примерно в 1,5-2 раза меньше зарубежных аналогов.
Июль 2019 г. - основной этап испытаний ГТД-110М был успешно завершен.
ТЭС Ударная
ТЭС Ударная располагается между г. Анапой и г. Новороссийском в Тамани.Мощность - до 460 МВт.
Проект важен, поскольку позволит:
- снизить объем перетока из смежных энергосистем в пределах 500 МВт;
- повысить системную надежность энергосистемы Краснодарского края,
- повысить надежность поставок электроэнергии в Крым по энергомосту ( при необходимости);
- обеспечить электроэнергией жилищно-коммунальный сектор и промышленные предприятия в предгорных районах Кубани.
ТЭС Ударная - проект долгожданный, нужный, но в прошлом довольно проблемный.
Изначально инвесторам предлагали использовать механизм договора о предоставлении мощности (ДПМ) с гарантированным возвратом инвестиций в течение 15 лет под 14% годовых, но желающих не было.
Конкурс на строительство ТЭС перенесли с 2017 г. на 2018 г.
- март 2018 г. - Технопромэкспорт выиграл конкурс на строительство ТЭС;
- февраль 2019 г. - Технопромэкспорт подписал соглашение о строительстве ТЭС с властями Краснодарского края;
- июнь 2020 г. - решено установить на ТЭС турбину большой мощности ГТД-110М;
- август 2021 г. - стало известно, что газотурбинную установку ГТЭ-110М разработают в Ростехе,
- сентябрь 2022 г. - выдано положительное заключение госэкспертизы на завершающий этап строительства, который предусматривает установку ГТЭ-110М.
Локализация производства ТБД в России
Со времен СССР производство газовых ТБМ было локализовано в Украинской ССР, а производство авиадвигателей - в РСФСР.После развала СССР украинские ТБД продолжали поставляться в Россию, в тч. для строящихся кораблей ВМФ РФ и для ТО.
Потом отношения 2 стран кто-то умело подпортил, хозяйственные связи нарушились, двигатели перестали поступать на флот.
Поэтому Россия не смогла продолжать строительство кораблей проекта 11356 Р, шифр - Буревестник - серия 6 многоцелевых сторожевых кораблей дальней морской зоны (фрегатов) для ВМФ РФ.
Для 6 кораблей нужно было установить 12 форсажных ГТД ДТ-59 мощностью по 22000 л.с. ( по 2 на каждый фрегат)
Производитель - завод Зоря - Машпроект г. Николаев.
Получили только 3 ГТД.
Успели построить только 1 фрегат проекта 11356 Р - «Адмирал Макаров», который вошел в состав ВМФ РФ в декабре 2017 г.
Гражданские ГТД начали импортировать из-за рубежа или их производство локализировалось в России на СП Siemens и Силовых машин - Сименс технологии газовых турбин (СТГТ).
Собственные ГТБМ начали разрабатывать тогда ОДК и Силовые машины (СМ).
Проект СМ - это ГТБМ мощностью 65 МВт и 170 МВт (ГТЭ-65 и ГТЭ-170).
- апрель 2021 г. - турбина ГТЭ-170 получила статус инновационного энергетического оборудования от Минпромторга РФ;
- в 2022 г. - СМ планировали представить первый образец ГТЭ-170;
- декабрь 2022 г. - Силовые машины завершили сборку головного образца ГТЭ-170;
- 2023 г. - планируется первая поставка.
В качестве временного решения на ряде объектов:
- такие турбины меняют на оборудование меньшей мощности,
- внедрен временный механизм, регулирующий экономию ресурса газовых турбин иностранного производства в энергетике РФ.