Плоды недоинвестирования. Объем новых открытий запасов нефти и газа в мире в 2021 г. может стать худшим за 75 лет
Хуже было только в послевоенном 1946 г.
Источник: Rystad Energy
Такие выводы содержатся в обзоре Rystad Energy.
В январе-ноябре 2021 г. объем открытых запасов нефти и газа составил 4,7 млрд бнэ.
В декабре 2021 г. о значимых открытиях не сообщалось, таким образом отрасль находится на пути к худшему результату по восполнению ресурсной базы в нефтегазе.
Если до конца года не будет открыто крупных месторождений, то 2021 г. прирост запасов нефти и газа в мире может оказаться минимальным с послевоенным 1946 г.
Этот результат также будет представлять собой значительное снижение по сравнению с 12,5 млрд бнэ запасов, открытых в 2020 г.
До конца 2021 г. планируется пробурить несколько перспективных скважин, но кардинально ситуацию это не изменит.
Даже значительного открытия может быть недостаточно для увеличения показателя за 2021 г., поскольку бурение могут не успеть завершить в этом календарном году.
Доля жидких углеводородов по-прежнему преобладает, на них приходится 66% открытий за 11 месяцев 2021 г. (61% в ноябре).
В среднем за месяц в 2021 г. отрывались залежи с объемом запасов 424 млн бнэ.
Результаты ноября 2021 г. оказались ниже среднемесячного показателя - за месяц было открыто 7 крупных залежей объемом около 219 млн бнэ.
Сокращение совокупного объема подчеркивает отсутствие крупных единичных открытий, как это имело место в предыдущие годы.
Крупнейшим в ноябре 2021 г. стало нефтяное месторождение Yoti West, открытое ЛУКОЙЛом на шельфе Мексики, содержащее по предварительным оценкам около 75 млн барр. извлекаемых ресурсов.
Причем эти объемы пока недостаточны для коммерческого освоения, необходимо продолжение геологоразведочных работ (ГРР) и дальнейшие открытия сопоставимого масштаба, чтобы можно было бы разработать концепцию развития.
Тем не менее, эти открытия дают Мексике надежду на то, что страна сможет остановить или замедлить спад добычи.
На шельфе Малайзии PTTEP пробурила 2ю разведочную скважину Nangka-1 на блоке SK 417.
Скважина пробурена на глубину 3758 м, обнаружив сладкий газ в пределах терригенных коллекторов среднего и позднего миоцена.
Кроме того, Норвегия продолжает ГРР вблизи существующих месторождений, открывая мелкие и средние залежи, которые позволят загрузить существующую инфраструктуру за счет включения в разработку таких запасов.
Таким образом, нефтегазовая отрасль может столкнуться с последствиями масштабного недоинвестирования прошлых лет.
Если в 2011-2015 гг. ведущие мировые нефтегазовые компании инвестировали в геологоразведку в среднем 16 млрд долл. США/год, то в 2020 г. расходы на восполнение запасов углеводородов упали в 3 раза, до 5 млрд долл. США.
В результате уровень восполнения запасов нефти и газа в мире снижается уже 4й год подряд и эта тенденция сохраняется.
В 2021 г. глобальные инвестиции в нефтегазовые проекты будут в 2 раза ниже, чем в 2014 г.
Накопленный дефицит инвестиций, необходимых для удовлетворения спроса на нефть, в 2021-2025 гг. может составить 135 млрд долл. США и если инвестиции останутся на текущем уровне, то к 2030 г. их накопленный дефицит, по оценке банка JP Morgan, достигнет 600 млрд долл. США.
Однако в дело вступает климатическая повестка, поддерживая которую банки стремятся ограничить финансирование нефтегазовых проектов, а нефтегазовые компании пытаются дистанцироваться от углеводородов.
Между тем, углеводороды доминируют в мировом энергобалансе и сохранят свою значимость в ближайшие 10-летия.
Даже самый экстремальный для нефтегаза низкоуглеродный прогноз в годовом обзоре Международного энергетического агентства (МЭА), предусматривающий достижение углеродной нейтральности к 2050 г. и прекращение инвестиций в новые проекты в нефтегазовой отрасли, говорит о том, что традиционные энергоресурсы в 2050 г. суммарно будут обеспечивать 39% мирового спроса.