USD 85.7833

-0.33

EUR 92.8499

-0.66

Brent 77.11

-2.95

Природный газ 1.986

+0.01

5 мин
...

Д.Мантуров. Доклад на совещании О стабильном функционировании химического и нефтехимического комплекса

9 февраля 2015 г в г Воронеже состоялось совещание под председательством Д.Медведева на тему О стабильном функционировании химического и нефтехимического комплекса.С основным докладом выступил Д.Мантуров.

Д.Мантуров. Доклад на совещании О стабильном функционировании химического и нефтехимического комплекса

9 февраля 2015 г в г Воронеже состоялось совещание под председательством Д.Медведева на тему О стабильном функционировании химического и нефтехимического комплекса.С основным докладом выступил Д.Мантуров.

Химический комплекс,в целом, по итогам 2014 г выглядел уверенно.

Индекс производства увеличился почти на 2%.

По товарным группам наибольший рост ,от 10% и более, показали предприятия калийных удобрений, пластмассовых изделий, почти на 3% увеличился выпуск лаков и красок.

Снижение - по азотным, фосфорным удобрениям и искусственным и синтетическим волокнам, на 5% - производство резинотехнических изделий.

За последние несколько лет благодаря модернизации мощностей отрасль в значительной степени обновилась.

Созданы новые предприятия, в тч, в рамках химических индустриальных парков, расположенных в республиках Татарстан, Башкортостан, в Нижегородской, Самарской, Тульской и других областях. Сегодня Воронеж добавился в этой части.

В базовых переделах, в 1ю очередь, в производстве минеральных удобрений отечественные компании занимают доминирующее положение на внутреннем рынке.

Производство высокорентабельно, около 80% выручки составляет экспорт, поэтому они устойчивы на фоне высокого курса доллара и способны обслужить валютные кредиты.

Более рисковые сегменты - это более высокие переделы химического комплекса, в тч, производство изделий из пластмасс, шин и РТИ, лакокрасочных материалов и синтетических волокон.

Основными проблемами данных секторов являются высокая зависимость от импортного сырья и давление со стороны зарубежных конечных производителей.

В России не производится достаточно элементов высокого передела в средней и малотоннажной химии.

Вследствие ориентации на внутренний рынок, большая часть выручки здесь рублевая и способность обслуживать свои долги ниже, чем у экспортно ориентированных компаний.

На такие предприятия мы будем обращать внимание в 1ю очередь и ставить акцент в отраслевых антикризисных мерах.

Мы рассчитываем за счет утвержденной в антикризисном плане универсальной субсидии в части пополнения оборотного капитала оказать поддержку наиболее нуждающимся средним, крупным производителям в этих сегментах. Она позволит покрыть затраты по кредитам в размере 90% ставки от ключевой.

Для химического комплекса в госпрограмме предусмотрена специализированная отраслевая инвестиционная субсидия.

Как и все субсидиарные механизмы, привязанные к ставке рефинансирования, она в соответствии с антикризисным планом будет переформатирована на ключевую.

Окончательный формат мы согласовали с Минфином 6 февраля 2015 г.

Расходы в этом случае могут увеличиться, что потребует, возможно, дополнительного бюджетного финансирования, но его параметры мы сможем уточнить только по итогам завершения 1го полугодия 2015 г .

На 1е полугодие нам точно хватит тех средств, которые есть у министерства в лимитах, которые утверждены уже бюджетом.

Это будет реально ощутимая и востребованная помощь по отношению к предприятиям.

Также в этих секторах много небольших компаний, которые могут претендовать на помощь для малого и среднего бизнеса, которая предусмотрена Минэкономразвития также в антикризисном плане.

По линии импортозамещения сейчас разрабатывается отраслевой план, который будет нацелен прежде всего на спецхимию, которая поставляет сырье для целого ряда подотраслей высокого передела химкомплекса.

Самым значительным риском сейчас является состояние тех сфер экономики, которые выступают основными потребителями продукции химической отрасли.

Эксперты ожидают в 2015 г спад в строительстве, ЖКХ и автомобильной промышленности, поэтому особое значение приобретают те антикризисные мероприятия, которые предусмотрены для их поддержки.

В автомобилестроении, это стимулирование спроса, обновление автопарка, утилизации и trade-in, закупка газомоторной техники.

Мы хотим это модифицировать, добавить туда еще троллейбусы и трамваи. Это сильно не повлияет на саму сумму, но при этом даст возможность ряду предприятий, которые сегодня очень сильно просели в части производства именно этой техники.

Производство пластиков, резины, а также химволокон и композитных материалов напрямую связано с их эффективностью, и, в частности, шинного производства в связке с автопромом.

Дополнительным стимулом для развития химических предприятий станет помощь бюджетам субъектов РФ, которая прописана в антикризисном плане.

Она даст мультипликативный эффект для нескольких отраслей экономики и промышленности через направление этих средств именно в комплекс ЖКХ и строительство.

Усилить этот эффект мы сможем в самое ближайшее время со вступлением в силу закона о стандартизации.

При его подготовке мы предусмотрели в нем возможность ссылки на стандарты в нормативных актах, в тч, Правительства.

Ряд национальных стандартов, подразумевающих применение в строительстве современных химических и композитных материалов, уже разработан.

В I квартале 2015 г депутаты ГД РФ планируют рассмотреть этот закон уже во 2м и 3м чтениях, в 1м чтении он был принят единогласно.

Сейчас вносится ряд дополнений со стороны регионов, депутатов, бизнес-сообщества.

Это даст возможность не только стимулировать спрос со стороны смежников, но и обеспечит необходимую технологическую кооперацию.

Нужно включиться в скоординированную работу по подготовке нормативных актов, расширяющих потребление новых материалов.

Перспективы такой кооперации видны на примере композитной отрасли, где рост объема производства в 2014 г составил более 30%.

Мы договорились с Минстроем о том, что регуляторика по строительным материалам сохранится за их ведомством, а за производство будет отвечать Минпромторг.

Мы соответствующее обращение к Вам направили, для того чтобы внести изменения в положения наших ведомств, в том числе изменить сроки подготовки стратегии по строительным материалам, которая сейчас на стадии подготовки.

Помимо госрегулирования в нынешней ситуации важно самому бизнес-сообществу включаться в процессы саморегулирования.

К примеру, в результате организованной нами с Минсельхозом совместной работы производители минеральных удобрений компенсировали отечественным сельхозтоваропроизводителям рост мировых цен, введя скидку, которая составила по итогам января 2015 г около 25% от минимальной экспортной цены.

Мы готовы и дальше эту работу скоординированно с Минсельхозом продолжать, для того чтобы удовлетворить и в части объемов, и в части конкурентных цен наших сельхозтоваропроизводителей - по согласованию с Минсельхозом.

Мы не можем того же сказать о ситуации с металлургами, у нас пока еще работа идет, но я рассчитываю, что мы в ближайшее время и с ними придем к консенсусу, к согласию в части ценообразования именно на этот переходный период резкого роста цены, особенно для автопрома, для трансмаша и других отраслей, которые сильно завязаны на продукцию металлургии.

Мы рассчитываем, что практика, которая сложилась - проводить отраслевые совещания (это автопром, легпром, сегодня это химия и нефтехимия), будет продолжена, и в ближайшем будущем хотели бы предложить и просить провести по трансмашу и тяжелому машиностроению аналогичные совещания, поскольку там тоже накопился ряд вопросов, требующих Вашего внимания и решения.

Мы свои 4 предложения сформулировали в протокол сегодняшнего мероприятия.