USD 73.1388

0

EUR 86.9913

0

BRENT 75.14

0

AИ-92 45.74

+0.01

AИ-95 49.63

+0.01

AИ-98 56.46

+0.03

ДТ 49.78

+0.01

479

Насколько силен "энергетический заряд" программы Буша?

На прошлой неделе Президент США Джордж Буш (George Bush) представил долгосрочную программу, направленную на обеспечение энергетической безопасности Америки. Документ, состоящий из 163 страниц, был разработан группой экспертов Белого Дома под руководством Вице-президента Дика Чейни. Как указывается в этом документе, Америка стоит перед лицом самого серьезного дефицита энергоносителей со времен арабского нефтяного эмбарго 70-х годов. В программе предлагается 105 рекомендаций, направленных на увеличение добычи углеводородного сырья в США, увеличение производства электроэнергии, стимулирование энергосбережения и использования альтернативных энергетических технологий. Из этих рекомендаций 20 подлежат утверждению Конгрессом.

В общем, всем известно и понятно, что Соединенные Штаты, время от времени, сталкиваются с энергетическим кризисом. Новые, более безопасные с экологической точки зрения, энергетические технологии, все еще довольно дороги, а рынки традиционных видов топлива постоянно вынуждены приспосабливаться к новым и новым требованиям обеспечения безопасности окружающей среды. Крис Эллингхаус (Chris Ellinghaus), один из руководителей инвестиционно-банковской фирмы Williams Capital Group, считает программу, предложенную Бушем довольно смелой, но в то же время абсолютно необходимой для экономики страны в целом. Все специалисты соглашаются, что страна в настоящее время испытывает энергетический кризис, характеризующийся отсутствием в необходимом объеме энергетической инфраструктуры на всех уровнях, от разведки и добычи нефти и газа, до переработки и транспортировки энергоносителей, и до выработки электроэнергии и других энергетических продуктов. Эллингхаус уверен, что если не предпринять срочных мер для усовершенствования инфраструктуры, положение может серьезно ухудшиться уже в ближайшем будущем, и не только в Калифорнии. По оценкам эксперта, идеи Буша потребуют инвестиций от частного сектора в размере порядка $1 трлн., и, хотя это может привести к повышению цен на энергию, без принятия мер рост цен будет несравнимо выше.
Последние заявления администрации Буша дают более или менее ясное представление о том, выбор каких путей в решении проблемы энергетических кризисов она считает необходимым. Эти первоначальные наброски, если их правильно интерпретировать, могут открыть простор для разнообразнейших инвестиционных возможностей. И хотя способность нынешней президентской администрации предпринять какие-либо реальные шаги в области энергетической политики зависит от желания и умения либералов и консерваторов достичь эффективных компромиссов по острым вопросам предлагаемой программы, твердый настрой Вашингтона на "энергетизм" не вызывает сомнений. А потому инвесторам будет нелишним попытаться понять из общих концепций программы, какие компании в потенциале могут выиграть от ее реализации в том или ином виде.

,Итак, центральной темой программы Буша является предложение строительства нескольких тысяч новых электростанций, а также линий электропередачи протяженностью более 50 тыс. миль. Осуществление этих планов требует значительного притока частного капитала. По словам Дэниеля Форда (Daniel Ford), аналитика из Lehman Brothers, при выработке политики в области электроэнергетики администрация Буша сосредоточит внимание на вопросах увеличения предложения и будет опираться на рыночные силы и инвестиционные инициативы в области создания электроэнергетической инфраструктуры. Результатом этого станет увеличение потребности в крупных затратах.
Политика, поддерживающая строительство новых электростанций, прежде всего, выгодна новым компаниям, занимающимся производством и продажей электроэнергии, таким как Duke Energy, Dynegy, Mirant, NRG Corp., Orion Power и Reliant Energy. Пока аналитики рассуждают о тех преимуществах, которые могут получить независимые производители электроэнергии в результате реализации планов Буша, многие из этих компаний уже претворяют в жизнь новые проекты строительства энергетических сооружений. Более того, выгоды, связанные с осуществлением подобных проектов, уже сейчас закладываются в текущие оценки прибыли этих компаний.
Создание новых мощностей по производству электроэнергии будет также выгодно компаниям, осуществляющим строительство электростанций. Ведущими игроками в этом бизнесе являются Shaw Group, Fluor - в альянсе с Duke, - а также Emcor Group и Jacobs Engineering.
Предлагаемый план модернизации системы передачи электроэнергии посредством строительства новых линий электропередачи протяженностью более 50 тыс. миль, по всей вероятности, будет включать требования в отношении новых финансовых инициатив, а также предложения по поводу предоставления Федеральной комиссии по регулированию энергетики, Federal Energy Regulatory Commission, FERC, полномочий по отчуждению земельных участков для строительства новых линий электропередачи. В настоящее время FERC обладает правом на принудительное отчуждение земли, находящейся в частной собственности, с целью размещения на ней трубопроводов для транспортировки природного газа.
По словам Форда, аналитики отрасли ожидают введения налоговых льгот, которые обеспечат повышение доходов поставщиков электроэнергии, а также нового подхода к вопросу о принудительном отчуждении земли, способного ускорить процесс отведения участков и выдачи разрешений на строительство. Новые правила могут предусматривать ускоренную амортизацию электроэнергетического оборудования - 7-15 лет вместо прежних 30-40 лет - с целью снижения налогооблагаемой базы. Принятие подобных постановлений будет, главным образом, выгодно компаниям, владеющим крупными сетями линий электропередачи, в том числе American Electric Power, Entergy и Southern.

,Несмотря на расширение использования природного газа и появление альтернативных энергетических технологий, Америка продолжает "полагаться" на уголь как на основной внутренний энергоресурс. Среди причин "любви" местных компаний коммунальных услуг к углю фигурируют его доступность, низкая стоимость и относительная простота борьбы с вредными для окружающей среды отходами его использования. Поначалу беспокойство по поводу выбросов электростанций, работающих на угле, было связано с вопросами здоровья человека, поэтому экологические правила акцентировали внимание на сокращении в выбросах тех элементов, которые непосредственно вредят здоровью людей. Десятилетия спустя в зону внимания попали и другие элементы выбросов, в особенности CO2. Эти "парниковые газы" являются основными виновниками наблюдающегося в мире глобального потепления, и причиной постоянных нападок защитников окружающей среды и растущего числа законодателей из различных стран мира, которые постепенно осознают потенциальную опасность, связанную с накапливание парниковых газов в атмосфере. Хотя проблема глобального потепления в течение многих лет считалась надуманной, сейчас ее насущность отрицают только те, кто может потерять прибыли в результате дальнейших экологических ограничений. Даже с учетом появления новых электростанций, работающих на газе, возрождения интереса к атомной энергии и разработки альтернативных энергетических проектов, уголь останется основным топливом для производства электроэнергии еще в течение нескольких десятилетий.
Один из важнейших - и наиболее спорных - разделов в энергетической программе Буша касается смягчения норм экологического законодательства, которые налагают ограничения на расширение существующих топливных электростанций, работающих на угле. План Буша призван в значительной степени ослабить жесткость экологических норм, стимулировать дальнейшее развитие "чистых" технологий производства электроэнергии на базе каменного угля, а также гарантировать компаниям, которые создают новые электростанции, работающие на угле, в соответствии с существующим экологическим законодательством, что они не будут нести обязательств в случае принятия новых ограничений в сфере охраны природной среды.

,Энергетическая программа Буша предусматривает также увеличение добычи нефти и газа на территории США. Сторонники мер, направленных на снижение уровня спроса на энергоресурсы и электроэнергию, и защитники окружающей среды, безусловно, будут пытаться обвинять Буша в протекционизме в пользу крупных нефтяных компаний. В конце концов, Буш и его семья, не говоря уже об основных членах его кабинета, пришли во власть именно из нефтяной индустрии. И, хотя перед администрацией стоит непростая задача убеждения законодателей в своей правоте, перспективы принятия части положений программы Конгрессом, в том числе и касательно увеличения предложения нефти и газа, довольно высоки. В частности, программа предлагает открыть для бурения часть природного заказника на Аляске. Правда, свежие события, произошедшие на политической арене, делают принятие этого пункта программы очень и очень сомнительным. В среду, 23 мая, сенатор от штата Вермонт Джеймс Джеффордс заявил, что хочет покинуть ряды республиканцев и стать независимым сенатором из-за расхождения с партийным большинством по ряду социальных и экономических вопросов. Его уход из Республиканской партии нарушит баланс сил в Сенате в пользу демократов.
И, тем не менее, "аляскинский проект" стоит внимания. По плану предполагается открыть порядка 1,5 млн. акров Арктического Национального Природного Заказника (Arctic National Wildlife Refuge, ANWR), что составляет менее 10% от общей его территории. При этом Вице-президент США Чейни выражает твердую убежденность в том, что в случае одобрения этого предложения будут разработаны строгие экологические стандарты, которые позволят защитить экосистему этого заповедника.
В то время как ANWR вряд ли является панацеей для энергетической независимости Америки, понимание того, что бурение его территории является довольно символичным для описания подхода Буша к проблеме энергетического кризиса, поможет инвесторам найти компании, способные получить выгоду от реализации этого плана. Зная, что бурение ANWR не позволит в течение, по крайней мере, 5 лет добиться более или менее значимого увеличения нефте- и газодобычи, Буш может использовать свое намерение "открыть" Аляскинский заповедник в целях ослабления ограничительных условий бурения в районе Скалистых Гор (Rocky Mountain) и морского бурения. Район Скалистых Гор является наиболее перспективным в смысле быстрого увеличения объемов нефте- и газодобычи без разработки новой дорогостоящей инфраструктуры.
Разумеется, уже само принятие энергетической программы Буша, если оно состоится, внесет ясность в ситуацию в отрасли, однако долгосрочные выгоды отрасль получит только в результате реализации этой программы. Специалисты, однако, выражают сомнение в том, что, получив одобрение своим планам, новая администрация незамедлительно приступит к их осуществлению. По словам аналитиков, все стороны признают наличие в энергетической сфере существенных проблем, включая дефицит предложения, нехватку мощностей по передаче электроэнергии и высокие цены на сырье, однако, судя по всему, власти все еще не "созрели" для принятия срочных мер в этом направлении. Возможно, только значительное ухудшение ситуации с поставками электроэнергии за пределами Калифорнии подтолкнет администрацию к решительным действиям.