Она должна связать:
- западную и восточную части ЯНАО,
- Северную железную дорогу - со Свердловской.
Проект реализуют правительство РФ, правительство ЯНАО, Газпром, РЖД и Корпорация развития.
Сроки ввода в эксплуатацию СШХ власти неоднократно переносили:
- изначально Северный широтный ход планировалось построить 2015 г,;
- в 2012 г, - перенос срока на 2016 год;
- в 2015 г. - на 2020 год;
- в 2017 г. Газпром и РЖД подписали соглашение по строительству СШХ;
- в 2018 г. - заложили символическую капсулу в основание будущего моста через р. Обь - важнейшего элемента СШХ и назвали новый срок -2023 г;
- в 2019 г. правительство ЯНАО и компания ВИС расторгли соглашение 2015 г. о государственно-частном партнерстве (ГЧП) по строительству ж/д Бованенково - Сабетта (СШХ-2), компенсационная выплата концессионеру - более 937 млн рублей;
- в феврале 2019 г. зампред правительства РФ М. Акимов поведал, что проект Северного широтного хода - 2 привлекательный, но пока груза не видно;
- в апреле 2021 г. в послании ФС РФ В. Путин заверил, что СШХ будет реализован, но сроки - не назвал.
В ноябре 2022 года главный экономист ВЭБ.РФ А. Клепач безмятежно заявил о том, что проект строительства Северного широтного хода не целесообразен в настоящее время из-за ограничений добычи газа в ЯНАО и экспортных поставок в Европу.
В декабре 2022 года Президент РФ В. Путин на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам лишь вскользь упомянул о возможном возвращении к проекту СШХ.
В сумме на проект уйдет около 0,5 трлн руб.
При этом в 2018 г. РЖД уверяла, что общая стоимость создания железнодорожной части СШХ составит 235,9 млрд руб.
Прогнозируемый объем перевозок по дороге составит 23,9 млн т/год грузов.
Преимущественно это будет газовый конденсат и нефтеналивные грузы.







